Первые шаги ребенка

Заблуждение 1

«Лучше ходить позже, чем раньше» Это ошибочное мнение. Все хорошо вовремя. Большинство детей начинают ходить в возрасте 12 месяцев. Но, как и в любых возрастных требованиях, тут есть интервалы. Ребенок может начать ходить раньше, например, в 9-10 месяцев. Может пойти в 14 месяцев. И это тоже норма. А вот, если позже, то уже должен возникнуть вопрос почему? Малышу 16-18 месяцев, а он самостоятельно не пошел. Дело в том, что по сроку формирования любых моторных навыков, в том числе и ходьбы, можно судить о благополучии в здоровье ребенка.

Если первые шаги ребенок не сделал до 1 года 4 месяцев — это считается задержкой моторного развития. Это не пустой звук. Следовательно, должен возникнуть вопрос: ПОЧЕМУ не пошел? И на этот вопрос надо дать ответ. Не нужно эту ситуацию пускать на самотек, услышав, что у дяди Пети дети пошли в полтора года, вот и хорошо. И так почему?

Первые шаги ребенка. Причины мешающие их сделать:

  • 1. последствия родовой травмы
  • 2 наследственная слабость соединительной ткани.
  • 3 генетические проблемы, связанные с синдромом вялого ребенка
  • 4. эндокринные проблемы
  • 5. врожденные пороки развития головного мозга в легкой степени. Когда нарушение функций проявляются при возрастающих требованиях к координации, тонкой моторике равновесию.
  • 6. дефекты воспитания, когда ребенку не дают возможности развивать свои умения.

Если родители не задумываются над возможностями своего ребенка, они не ставят себе этот вопрос и не приходят на консультацию к врачу с этим вопросом. Значит упускают драгоценное время, данное ребенку для его развития.

Итог: утверждение, что лучше пойти позже, чем раньше – ошибка, приводящая к отрицательным последствиям.

Первые шаги ребенка важный этап развития. Если у вас возник вопрос, почему ребёнок вовремя не пошел и как ему помочь запишитесь на консультацию по ссылке

Заблуждение 2

«Если ребенок начнет ходить до года, у него будут кривые ноги». Это ошибочное мнение. В данном случае перепутаны следствие и причина.

Я слышала неоднократные рекомендации всячески препятствовать желанию ребенка вставать на ноги и сделать первые самостоятельные шаги, если он не достиг годовалого возраста. Объясняют, что это вредно для костно-мышечной системы. Но при этом никто не гарантирует что, если ребенок пойдет после года, его ноги будут стройными и прямыми.

Почему возникла путаница. Что мы имеем на самом деле.

1. Возникновение О-образной деформации нижних конечностей связанно с недостаточностью витамина Д и нарушением кальциевого обмена. Чаще всего проявляется у ребенка в возрасте 1, 5 лет под вертикальной нагрузкой на ноги. Ходьба всего лишь является провокатором деформации ног, но не причиной. То есть если у ребенка есть нарушение кальциевого обмена на момент начала активной ходьбы — возникнет деформация, что до года, что после года. Чаще встречается второе.

2. Другой вариант – Х-образная деформация нижних конечностей. Возникает также не от возраста самостоятельной ходьбы. Причина: дисплазия соединительной ткани, мышечная гипотония, последствия родовой травмы. Если эти проблемы есть у ребенка, то они с ним останутся и после года. То есть, если ребенку разрешать ходить в 1.5 года, у него все равно возникнет деформация нижних конечностей, потому что причина возникновения никуда не исчезнет. Кстати возникнет еще быстрее, потому что вес тела ребенка, а значит и нагрузка на ноги с возрастом только увеличивается.

  • 1. не допускать дефицит витамина Д и кальция в организме, соблюдать назначения педиатра.
  • 2. Принимать во внимание заключение невролога на профосмотрах.
  • 3. Провести курс гимнастики и массажа, укрепляющий костно-мышечную систему, чтобы подготовить малыша к ходьбе в любых условиях.
  • Кому интересен комплекс гимнастики, смотри на моем сайте инструкции с фотографиями.
  • Чтобы определить, есть ли у ребенка предрасполагающие факторы для деформации ног, и что предпринять для профилактики, запишитесь на консультацию по ссылке

Заблуждение 3

«Ребенок ходит на мысочках, волноваться не стоит, со временем пройдет. Ведь взрослые на мысочках не ходят.» Это ошибочное мнение!

Если первые шаги ребенка были сделаны на мысочках, ходьба на мысочках может продолжаться и в школьном возрасте. А это значит, что промежуток времени, который был отпущен ребенку для формирования сводов стоп и правильной походки, хорошей осанки, ровных ног, он проходил на мысочках. Правильная ходьба с опорой на полную стопу важна для правильного распределения нагрузки на весь позвоночник, нижние конечности и в частности на стопы. Ко мне на консультацию приходили дети, у которых длительная ходьба на мысочках приводила к остеопорозу пяточной кости и к перегрузке переднего отдела стопы с деформацией мелких суставов. Икроножные мышцы ног были укорочены на столько, что эффективность консервативных мероприятий вызывали сомнение. Оставалось только оперативное лечение- это подрезание ахиллова сухожилия и наложение гипса. Поэтому правильным будет не пускать дело на самотек.

Как только вы заметили, что ребенок стал ходить на мысочках, нужно попытаться исправить ситуацию, не дожидаясь, пока он повзрослеет. Правило гласит: чем раньше начать исправляющие мероприятия, тем легче будет исправить отклонения.

  • В начале для исправления ходьбы на мысочках достаточно будет массажа и гимнастики. Эффективными комплексами я уже поделилась на своем сайте смотрите по ссылке.
  • Если ходьба на мысочках была продолжительной и к ней присоединилась проблема с осанкой, сводами и суставами стоп, нужно обращаться к специалистам: остеопатам, врачам ЛФК, физиотерапевтам.
  • Если возможность и этого консервативного лечения будет упущена, останется оперативное лечение. Но даже оперативное лечение проблему сразу не устранит, потому что будут выражены последствия ходьбы на мысочках, которые я перечислила в начале статьи. Особенно будьте внимательны к походке своего ребенка, если у него была родовая травма. Слушайте рекомендации невролога. Если есть необходимость получить мою консультацию см. ниже.
  • Записывайтесь на очный прием в Москве.
  • Вопросы по теме задавайте на форуме.
  • Подписывайтесь на мою страницу в Инстаграме.
  • Пользуйтесь моим каналом остеопат-онлайн в Телеграме.

*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.

Дети очень быстро взрослеют. Ещё вчера ваш малыш был маленьким и мягким комочком, почти всё время спящим в кроватке. Но, спустя всего 6-8 месяцев его не узнать. Как помочь взрослению и развитию детей, начинающих самостоятельно исследовать окружающий мир.

Первые шаги ребенка

Первое время после рождения дети не подозревают, что вокруг них — огромный прекрасный мир. Их собственный мирок ограничен домом, тёплыми руками мамы и папы. Даже на прогулках их область визуального восприятия ограничена метровым пузырём — именно на такое расстояние способны видеть недавно родившиеся дети. К 5-6 месяцам они начинают сидеть, к 7-8 начинают ползать. У малышей просыпается огромный интерес к окружающему миру. Довольно скоро привычная обстановка надоедает. Пришла пора активно исследовать большой мир.

Регулярные прогулки на свежем воздухе — обязательный пункт в дневном расписании ещё с рождения. Прогулки с детьми постарше становятся интереснее. Особенно когда дети уже могут свободно сидеть, стоять, ходить с поддержкой.

В этот период прогулки на свежем воздухе особенно важны. Причина проста: для нормального роста и развития костей детскому организму нужен кальций и витамин Д. Первое ребёнок получает только с пищей, а вот витамин Д активно образуется в коже под действием солнечных лучей. Однако, полуденные солнечные лучи для этого не подходят. Солнечные ванны нужно устраивать рано утром или на закате. При недостатке того или иного кости могут быть недостаточно прочны для поддержки веса тела, ходьбы. Кроме того, рахит — дефицит витамина Д, приводит к деформации и искривлению ножек.

Первые шаги ребенка

Для прогулок с детьми постарше лучше выбрать лёгкую прогулочную коляску. Можно остановить свой выбор на коляске-трости. Почему? Этот «транспорт» будет служить до 2-3 лет. За это время детки здорово прибавляют в весе. Таскать их одновременно с большой тяжёлой коляской будет очень затруднительно. Особенно в случаях, когда уставший ребёнок просится на руки.

Кроме коляски отличным вариантом для прогулки может быть велосипед. Подходящие модели — с 3 колёсами, ручкой-рулём для взрослого, надёжной фиксацией ребёнка в седле (для детей сидящих свободно, без поддержки). Часто такой велосипед быстро становится любимым способом передвижения у малыша. Особенно если он оснащён развлекательными устройствами, сигналом, да и руль покрутить хочется всем. Неплохо развивает чувство равновесия, которое очень понадобится, когда ребёнок начнёт ходить.

Как обычно, с собой на прогулку вам придётся взять сумку с детскими принадлежностями. В теплое время года положите в неё влажные салфетки, воду для малыша, дезинфицирующее средство (гель на спиртовой основе для рук), пару платков. Если прогулка запланирована недалеко от дома — откажитесь от подгузников. Чем раньше малыш поймёт, что делать свои дела в подгузник не только дома, но и на улице не совсем приятно — тем быстрее вы приучитесь к горшку. Родители часто злоупотребляют этим нехитрым приспособлением. Однако, с момента, когда дети сидят без опоры их можно начинать отучать от подгузников.

В холодное время года хорошей идеей будет взять с собой термосумку, сохраняющую тепло бутылочки с питанием или водой для ребёнка. В таком случае можно не прерывать прогулку из-за кормления или желания попить.

Для малышей теперь нужна обувь. Ваш вариант — лёгкий, дышащий материал. Возможно кожа, но не жёсткая, и не глухая синтетика, которая не дышит. Важно правильно подобрать обувь. В другом случае она может нарушить развитие стопы, вызвать плоскостопие.

Первые шаги ребенка

В жаркое время обязательно одевают шляпку. Тепловой удар у детей возникает гораздо легче. По этой причине избегайте нахождения на открытом солнце. Такой вариант ещё и защитит от травм в случае падения.

Во время прогулки совмещайте приятное с полезным для развития вашего ребёнка. Обращайте его внимание на окружающие вещи, явления, людей. Напоминайте их названия. Дайте ему в руки древесный лист, цветок, камень или другие вещи. Но следите — могут сунуть в рот.

Если ребёнок устойчиво стоит на ногах можно поводить его за ручки. Обычно это очень нравится детям.

Одной из проблем, характерных для прогулок с детьми может стать повышенно внимание со стороны окружающих. Маленькие дети нравятся другим. Следите за тем, что дают вашему ребёнку. Если человек незнакомый, можно вежливо но твёрдо отказаться от конфеты, шоколада или других вещей. Сошлитесь на пищевую аллергию, грязные руки. Помните — только вы решаете что хорошо или плохо для вашего ребёнка. По этой же причине не стоит устраивать длительные забеги по торговым центрам или рынку.

Если же вы вынуждены посещать людные места с большими скоплениями народа — держите ребёнка на руках. Для облегчения этой задачи можно воспользоваться рюкзаком-кенгуру или слингом. Лучше всего в таких местах располагать ребёнка лицом к себе. Никогда не помещайте с детьми места, где возможна давка — стадионы, спортивные мероприятия, концерты и пр.

В 50-70 годы чешский доктор Вацлав Войта, который занимался лечением новорожденных, заметил, что у детей есть инстинктивные, или рефлекторные движения. Их наличие или отсутствие позволяет сделать выводы о том, насколько развитие двигательной активности малыша соответствует его возрасту. Эти рефлекторные движения являются результатом возникновения импульсов в центральной нервной системе.

Первые шаги ребенка

Доктор Вацлав Войта за работой.

Каждому месяцу на первом году жизни ребенка соответствуют определенные навыки:

В положении лежа на спине малыш сжимает кулачки, сгибает ручки в локтях, бедра также согнуты под углом 90 градусов. При повороте головы положение рук изменяется. В положении на животе руки максимально согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, ноги поджаты под себя. Тазобедренные суставы не лежат на поверхности опоры. Если они распластаны (поза лягушки), возможно, имеет место мышечная гипотония. Малыш пока не фиксирует взгляд. Это происходит лишь к концу первого месяца.

В положении на животе малыш опирается на предплечья. Может кратковременно поднимать и удерживать голову. В положении на спине постепенно уменьшается угол сгибания конечностей. Происходит контакт «рука-рука». Малыш охотно подтягивает и сгибает ноги. Ребенок чувствует центральную ось своего тела. В положении лежа на спине голова и туловище располагаются по продольной оси. Руки раскинуты в стороны, ладони смотрят вперед.

Первые шаги ребенка

Контакт «рука — рука — рот».

В положении лежа на животе тело располагается симметрично. Малыш опирается на локти, уверенно удерживает голову. В положении лежа на спине сгибает ноги под углом 90 градусов во всех суставах. Тазобедренные суставы ложатся на опору. Ось голова-позвоночник-таз прямая. Малыш тянет обе руки в рот. Не нужно сразу вынимать их, это необходимый этап двигательного развития. Нецеленаправленно захватывает предмет. Исследует свое тело руками до пояса.

В положении лежа на спине происходит контакт «стопа-стопа». Малыш может поворачиваться на бок и обратно. Опирается пятками на поверхность, поднимает в этом положении таз и двигает им из стороны в сторону. В положении лежа на животе может опираться на один локоть, выводя при этому другую руку вперед. Демонстрирует «обезьяний» захват –удерживает предмет четвертым и пятым пальцами кисти.

Ребенок делает попытки переворота со спины на живот. Может тянуться рукой за предметом через центр тела (к противоположной стороне). В положении лежа на спине происходит контакт «рука-бедро». Тянет руки в рот и сосет их. Обследует свое тело руками до колен. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Захват осуществляется 2-5 пальцами кисти. В положении лежа на животе половину времени проводит в позе «самолетик», а вторую половину – с опорой на руки.

В положении лежа на животе симметрично опирается на выпрямленные руки и голени. Стоя на четвереньках, малыш может поднять одну руку параллельно полу. Уверенно захватывает игрушку. Может демонстрировать координацию при перевороте со спины на живот (обычно единичный случай). Происходит контакт «рука-стопа-рот». До 6 месяцев ребенок не должен скрещивать ножки, это признак неврологической патологии.

Первые шаги ребенка

Контакт «рука — стопа».

Сидение в позе «русалка» с опорой на одну руку. Принимает положение стоя на четвереньках, раскачивается при этом. В положении лежа легко заводит ногу или руку на противоположную сторону. Осуществляется координированный поворот на бок (не спонтанный) и на живот. Ребенок также умеет переворачиваться с живота на спину. Удерживает предметы в обеих руках одновременно.

Первые шаги ребенка

Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки.

Малыш начинает ползать по-пластунски, ноги пассивны. Осуществляет переворот с живота на спину через уверенное положение на боку. Хватает игрушки, расположенные сверху. Сидит и даже может вставать у опоры. Очень важен момент пинцетного захвата – ребенок впервые удерживает или пробует взять предмет подушечками большого и указательного пальцев. Пальцы при этом прямые.

Ребенок уверенно ползает на четвереньках. От пинцетного захвата малыш переходит к щипковому – указательный и большой пальцы сгибаются, скругляются в момент удерживания предмета.

Ребенок совершенствует свои навыки ползания на четвереньках.

Малыш делает первые шаги. Ходьба у опоры осуществляется в основном боком приставным шагом, а также корпусом вперед (также у опоры). Может находиться в положении стоя, опираясь на опору только одной рукой, поворачивает корпус.

Самостоятельное стояние и самостоятельная ходьба.

Сдвиги в сроках на 6 недель в ту или иную сторону также являются вариантом нормы. Грубое нарушение сроков может стать поводом для внепланового визита к педиатру или детскому неврологу. Очень важно отслеживать двигательную активность ребенка на первом году жизни. Это позволяет очень рано выявить имеющуюся патологию или предпосылки к ее возникновению. В столь раннем возрасте очень многие нарушения легко поддаются коррекции и от них не остается и следа.

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Младенцы обычно начинают ходить в возрасте около года. Если этого не происходит и к 18 мес, задайте себе два вопроса: нормально ли физическое развитие ребенка? Нет ли отставания в развитии ребенка и в других областях?

Прежде всего подумайте о возможности мышечной атрофии Дюшенна, так чтобы обратиться за генетической консультацией до наступления следующей беременности.

Церебральный паралич

Это заболевание, сопровождающееся двигательными расстройствами, вызванное непрогрессирующим поражением головного мозга. Признаки ДЦП проявляются, как правило, после достижения ребенком возраста 2 лет.

[1], [2], [3], [4], [5], [6]

Факторы, способствующие развитию данного заболевания

  • кровотечение перед наступлением родов (с гипоксией);
  • облучение рентгеновскими лучами;
  • цитомегаловирусная инфекция, краснуха;
  • токсоплазмоз;
  • «резус-болезнь»,
  • родовая травма;
  • дистресс плода (фетальный дистресс);
  • гипогликемия;
  • гипербилирубинемия;
  • неудачные реанимационные мероприятия.
  • травма;
  • кровоизлияние в желудочек мозга;
  • менингоэнцефалит;
  • образование тромбов в мозговых венах (в результате дегидратации).

[7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14]

Клиническая картина:

  • паралич;
  • мышечная слабость и атаксия;
  • запоздалое развитие;
  • склонность к судорогам;
  • расстройства слуха и речи.

Повышенная мышечная спастичность предполагает пирамидное расстройство; некоординированные непроизвольные движения и позы (дистонии) могут говорить о вовлечении в патологический процесс базальных ганглиев, атаксия свидетельствует о поражении мозжечка. У большинства детей наблюдают или гемипарез, или спастическую диплегию: например, нижние конечности бывают поражены сильнее, чем верхние, при этом ребенок выглядит нормальным, пока его не поднимут с кроватки и при этом не обнаружится, что ножки его занимают положение «режущих ножниц» (они согнуты в тазобедренном суставе, приведены и ротированы внутрь при разогнутых коленях и стопах, находящихся в подошвенном сгибании). Ходят такие дети, широко расставив ноги.

Тип I атактических параличей («чистая атаксия»):

  • гипотония («пассивно висящий на руках родителя младенец»);
  • другие неврологические дефекты редки;
  • парализованы сгибатели подошвы;
  • сопутствующая патология; глухота, страбизм, замедленное умственное развитие (судорожные припадки наблюдаются редко);
  • в основном ребенок развивается нормально.

Тип IIатактическая диплегия:

  • мышечная гипертония;
  • часто встречаются и другие неврологические дефекты;
  • парализованы разгибатели подошвы;
  • сопутствующая патология: травма, гидроцефалия, spina bifida, вирусные инфекции.

Дискинетический церебральный паралич:

Характерны непроизвольные движения, резкие нарушения плавности движений, дискоординация агонистов/антагонистов, ослаблен контроль за положением тела, гипотония, потеря слуха, дизартрия, затруднения с фиксацией взгляда. Судорожные припадки и замедление умственного развития нехарактерны.

[15], [16], [17], [18], [19]

Эпидемиология:

  • у 1/3 таких детей отмечают недостаточную массу тела при рождении;
  • у 1/3 — дефекты зрения;
  • у 1/3 — замедленное умственное развитие;
  • у 1/3 отмечается спонтанное улучшение по истечении некоторого времени;
  • у 1/6 таких больных в последующем живут нормальной жизнью.

[20], [21], [22], [23], [24], [25], [26], [27]

Функциональная оценка состояния ребенка

Может ли ребенок перекатываться и в ту и в другую сторону? Может ли он без посторонней помощи сесть в кроватке? Схватить что-либо? Переместить какую-нибудь вещь из одной руки в другую? Может ли прямо держать головку? Может ли передвинуть свое тело, лежа на спине в кроватке и опираясь на локти? Каков у него коэффициент интеллекта?

Лечение

Следует лечить любые проявления эпилепсии. Нужно использовать различные ортопедические приспособления для профилактики деформаций нижних конечностей (например, эквиноварусной, эквиновальгусной, вывиха бедра в тазобедренном суставе). Осторожные попытки продемонстрировать преимущество некоторых физиотерапевтических процедур, направленных на стимуляцию развития нервных функций (например, на улучшение равновесия, на сохранение выпрямленного состояния), оказались не более эффективными, чем простая стимуляция моторной активности. Некоторые родители отрицательно относятся к не очень широко распространенным в Великобритании мультидисциплинарным «командам» помощи таким детям («команды» эти ставят родителей в смешное положение и сковывают их активность) в пользу венгерского подхода (Peto), когда одно лицо полностью посвящает себя больному ребенку и использует взаимодействие его с ровесниками для усиление достижений и успехов во всех областях — манипулировании, искусствах, письме, отработке тонких движений, в социальных контактах.

Первые шаги ребенка

  1. 1. Из-за чего нарушается походка у детей
  2. 2. Как понять, что у ребёнка нарушения походки
  3. 3. Остеопатия — безболезненный способ устранить нарушения походки у детей

Хождение воспринимается как что-то естественное — это один из самых обычных видов двигательной активности человека, но вместе с тем один из самых сложных. В процесс вовлекаются опорно-двигательный аппарат, спинной и головной мозг, в нём участвуют мышцы и нервная система. Походка — результат гармонического взаимодействия многих и многих систем человеческого тела, и если хрупкий баланс нарушается, возникает нарушение походки.

У нарушения походки есть отдельное название — абазия. Если помимо нарушения походки у пациента присутствует нарушение равновесия, специалисты используют термин астазия-абазия, где астазия — непосредственно проблемы с равновесием, на которое больше всего влияют органы зрения и внутреннее ухо.

Из всех жалоб, с которыми родители обращаются к врачам-остеопатам, около 10–15% отводятся именно на походку. Это распространённая проблема, чаще всего имеющаяся у малышей в возрасте от 1,6 до 4 лет. Впрочем, проблемы с ходьбой не имеют верхнего ограничения, они случаются и у детей постарше, и у подростков, и даже у взрослых.

Из-за чего нарушается походка у детей

Наиболее распространённых причин нарушения походки три:

  • проблемы центральной нервной системы,
  • проблемы периферической нервной системы,
  • проблемы скелетно-мышечной системы.

Центральная нервная система — главная часть нервной системы человека, представленная связкой спинного и головного мозга. Основная задача ЦНС заключается в контролировании рефлексов.

Для болезней ЦНС характерны такие симптомы как:

  • слабость в конечностях, ощущение онемения,
  • подёргивание пальцев, кистей, стоп,
  • распирающие боли в голове, мигрени
  • неспособность или частичная неспособность двигать конечностями сопровождающиеся утратой чувствительности (инсульты),
  • различные нарушения речи и поведенческие девиации,
  • эпилептические припадки и нервные тики.

Болезни ЦНС могут быть связаны с инфекциями, поражающими мозг, к которым относятся сифилис, энцефалит, запущенный грипп и корь; интоксикация вследствие отравления или инфекции; нарушение кровообращение, из-за которого поражаются сосуды головного мозга; ушибы, травмы; наследственные заболевания из-за нарушения в хромосомах, из-за генных мутаций. У ребёнка могут возникнуть, например, из-за родовой травмы.

К периферической нервной системе относятся нервы, не входящие в ЦНС: спинальные и черепные нервы, вегетативная нервная система. Делится на соматическую и вегетативную, где соматическая отвечает за координацию тела.

Характерными симптомами поражения периферической нервной системы являются:

  • двигательные расстройства — слабость в конечностях, нарушение двигательной функции и онемения ниже места поражения нерва,
  • чувствительные нарушения: ощущение «ползанья мурашек», ощущение холода в конечностях, беспричинно влажные или сухие кисти и стопы.

ПНС может страдать из-за инфекций, токсических поражений, аллергии, патологии могут возникнуть из-за нехватки витаминов, при эндокринных нарушениях, васкулитах, из-за травматических поражений отдельных участков нервов. Возможны и наследственные аномалии.

Скелетно-мышечная система — она же опорно-двигательная — представляет из себя сбалансированную систему костей скелета, суставных соединений и мускулатуры, благодаря которым человек получает возможность передвигаться, принимать нужные позы, мимикой выражать свои эмоции.

Симптомы поражений скелетно-мышечной системы:

  • боль в конечностях, спине, суставах, мышцах, головная боль,
  • неравномерное развитие мышечной системы,
  • отсутствие подвижности в суставах,
  • искривление позвоночника,
  • излишняя хрупкость костей, частые переломы,
  • быстрая утомляемость,
  • отсутствие чувствительности, в том числе тактильной,
  • проблемы с дыхательной функцией.

Опорно-двигательный аппарат, центральная и периферическая системы работают вместе, чтобы человек мог свободно передвигаться. Ходьба — непростой процесс: реализует его тело, а координирует — нервная система. Ребёнок учится самостоятельно ходить с 9-10 месяцев, и именно в этот момент родители должны максимально внимательно наблюдать за его движениями.

Как понять, что у ребёнка нарушения походки

Чтобы сформировалась нормальная правильная походка, требуется соблюдение трёх условий:

  • анатомически правильное строение нижних конечностей,
  • отсутствие суставных патологий,
  • отсутствие нарушений в работе мышц.

Понять, что ребёнок начинает ходить неправильно, можно с юного возраста — и тогда же обратиться к врачу за постановкой диагноза. Как бывает в лечении всегда, чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем эффективнее будет лечение.

Признаки неправильной походки

1. Ходьба на носочках: ребёнок, уже уверенно ходящий вдоль опоры и без неё, вдруг начинает перемещаться исключительно на госочках, привставая на мысок стопы. Важно отследить, является ли такая походка постоянной, наступает ли ребёнок на всю стопу во время пробежки или подъёма по лестнице.

2. Шаткая, неустойчивая походка: ребёнок старается шире расставить ноги во время движения, потому что иначе начинает падать. Беспокоиться нужно в ситуации, когда ребёнок уже должен вполне уверенно ходить самостоятельно. Для первых месяцев самостоятельной ходьбы некоторая неустойчивость совершенно нормальна.

3. Асимметричная походка: ребёнок сильнее опирается на одну ногу, или ставит одну вперёд, а вторую подтягивает, или подворачивает стопу, или ставит одну из стоп на носок. Тревожиться не стоит только в случае, если малыш учится ходить и перемещается вдоль опоры приставным шагом — это норма.

4. Косолапость, разворачивание стоп внутрь. В принципе, это может быть вариантом нормы у малышей, но лучше проконсультироваться с врачом.

5. «Шаркающая» стариковская походка: укороченный шаг, при котором ребёнок как бы тянет за собой стопы.

6. «Ступенчатая» походка: ребёнок чуть сгибает колени, будто поднимается по лестнице, даже когда идёт прямо.

7. «Утиная» походка: во время движения ребёнок переваливается из стороны в сторону.

В нежном возрасте важно обращать внимание на всё: внезапные изменения походки, неспособность ребёнка бегать, начиная с 1,5 лет (при условии, что он самостоятельно ходит с 1 года и раньше), неспособность подняться по лестнице с 2 лет, прыгать с 2,5 лет, неспособность подняться на носочки или встать на пятки. Незначительная на первый взгляд, любая деталь может указывать на начало серьёзных нарушений.

Остеопатия — безболезненный способ устранить нарушения походки у детей

Остеопатия работает с нарушениями комплексно, принимая во внимание баланс всех систем организма в том числе и перечисленных выш е. К врачу-остеопату можно обратиться для балансирования ножек (стопа — голень — бедро — таз), устранения родовых травм, часто являющихся причиной нарушений походки. Своевременная коррекция позволит устранить или снизить риск деформаций скелета по мере роста ребёнка.

Рекомендуем проконсультироваться с остеопатом, если у вашего малыша после 1,5 лет наблюдаются перечисленные выше странности походки.

Ссылка на основную публикацию