Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

Салмагамбетова Елена Гарриевна

Стаж врачебной практики (лет): 14

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» — прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

До года малыш делает огромный скачок в своем развитии. Родители внимательно следят за всеми этапами взросления крохи. Особенно их волнует, когда ребенок начнет ходить, потому, что это психологически важный момент перехода из младенчества в период раннего детства.

Когда ждать первые шаги

Во сколько месяцев дети начинают ходить зависит от многих индивидуальных факторов. Усредненная норма – около года. Но некоторые дети идут раньше, некоторые чуть позже. И тот, и другой вариант считается нормальным. Однако врачи особо не приветствуют раннее хождение до 10 месяцев. Они считают его не показателем раннего развития, а фактором риска возникновения проблем ортопедического характера. Кости еще недостаточно крепкие и могут деформироваться под собственным весом малыша.

Ходьба с опорой

Первые шаги ребенка родители видят еще задолго до года. Как только маленькие ручки достаточно укрепятся и малыш сможет подтягиваться ими за край кровати или манежа, он будет пытаться перебирать ножками. Обычно это происходит после 6 месяцев, когда кроха научится сидеть.

Долго ходить малыш еще не может, но эти первые неуверенные шаги с опорой очень важны для развития умения ходить самостоятельно. Так ребенок понимает, что с высота своего роста увидеть больше возможностей для познания окружающего мира. Постепенно укрепляются мышцы ног.
Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

Второй этап обучения ходьбе начинается с овладением ползанием. Ползание требует координации движения рук и ног. Оно развивает нужные мышцы. Кроме того, ползком малыш может добраться до опоры – стенки или дивана. Тренировочные пробежки вдоль дивана или другой опоры помогают ему научиться владеть своим телом, разобраться, как нужно переставлять ножки.

Важно знать! В этот период родителям нужно удержаться от форсирования событий. До 10 месяцев ходить самостоятельно опасно так как кости еще недостаточно окрепли. Займитесь лучше умственным развитием ребенка, учите новые слова или собирайте пирамидку.

Почему одни дети идут раньше, а другие позже

Иногда родители тревожно спрашивают, в каком возрасте малыш начинает ходить, потому, что сын или дочка соседки или знакомой уже ходят, а их ребенок еще нет. Но самостоятельная ходьба зависит от множества индивидуальных факторов:

  • Генетические предпосылки. Скорость созревания опорно-двигательного аппарата и мозговых двигательных центров наследственно обусловлены.
  • Особенностей конституции. Обычно, чем малыш упитаннее, тем он дольше раскачивается с ходьбой.
  • Мальчики более осторожны и осмотрительны, поэтому они начинают ходить несколько позже девочек.
  • Темперамент ребенка. Флегматики познают мир через созерцание, а холерикам нужно движение.
  • Характер малыша. Тревожные, мнительные детки дольше будут опасаться самостоятельной ходьбы из-за боязни упасть.

Особенности ходьбы грудничков и правила безопасности

Первые шаги детей отличаются от ходьбы взрослого человека. Они еще неуверенные и недостаточно скоординированы. Поэтому родители должны позаботиться, чтобы в зоне потенциального падения ребенка не было острых, опасных и плохо стоящих тяжелых предметов.

Нормой можно считать следующие особенности ходьбы:

  • Тяжелая поступь без переката со стопы на носок.
  • Частые падения из-за того, что центр тяжести при ходьбе ребенок определяет постепенно.
  • Параллельная постановка стоп.
  • Природа защищает деток от первых падений. В этом возрасте кости эластичны и риск переломов минимальный, но он имеется. Малыш пока не умеет выставлять ручки или ножки при падении. Он падает плашмя, что не может быть полезным для головы.

    Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

    Если ребенок очень активный и просто не может усидеть на месте, пытается ходить и много падает, посадите его в ходунки. Ходунки обезопасят от падений, уберегут малыша от лишних нагрузок на кости и помогут развиться нужным мышцам на ногах. Ходунки разрешаются с 9-10 месяцев. В 10-11 месяцев можно и нужно водить ребенка за ручку.

    Самостоятельно ходить малыш начнет после того, как освоит хождение с опорой. Это может быть и ходьба за ручку или передвижение по дивану, держась за стенку. Сначала ребенок передвигается на маленькие расстояния: от кресла к дивану, от стенки к стенке. Потом набирается смелости и идет сам.

    Психологическая поддержка малыша при обучении ходьбе

    Период обучения самостоятельной ходьбе совпадает с активным развитием речи. В 8 месяцев кроха начинает произносить разрозненные слоги, а к 10 месяцам – общается при помощи первых слов: дай, на, мама, папа. Но пассивная речь у грудничка развита намного лучше активной. Он хорошо понимает что ему говорят. Улавливает кроха и тон разговора взрослых.

    Важно положительно комментировать усилия ребенка. Для развития речи необходимо называть действия малыша: идет, стоит, держится ручками. Подбадривание при помощи уверенного и спокойного тона покажет ребенку, что он действует правильно, взрослый рядом, а он в безопасности, несмотря на новый непривычный вид деятельности. Не нужно родителям показывать свой испуг и при падении крохи.

    Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

    Один из самых частых вопросов, который задают инструкторам нашей «Школы «Лиза Алерт» — «когда можно начинать отпускать ребёнка одного на улицу?»

    Обычно мы отвечаем, что это зависит от ребёнка и что нет общего возраста и нет такого, что, например, в 9 лет и 11 месяцев ещё нельзя, а в 10 ровно – уже можно. Однако, конечно, это не совсем полный ответ. Поэтому мы попросили дать подробные пояснения Анну Шипилову, психолога отряда «Лиза Алерт».

    «Однозначно сказать, когда можно начинать отпускать детей одних ходить в школу, в магазин, в гости, гулять, невозможно: здесь играют роль и особенности возраста, и характер ребенка, и среда, в которой ребенок находится. Но есть определённые границы.

    Ребёнок может и в 3 года настаивать на том, чтобы гулять одному. Я иногда встречаю детей трех или пяти лет, которые гуляют сами в закрытых дворах рядом с домом, из которого теоретически дети не убегают, хотя на практике войти и выйти может каждый. Но рекомендовать отпускать детей в 3 и 5 гулять одних я как психолог и как доброволец отряда «Лиза Алерт» не могу.
    Если мы говорим о крупных городах с большим количеством людей, развитой инфраструктурой и быстрым ритмом жизни, этот возраст увеличивается, и здесь я бы называла средний возраст – 10 лет (окончание младшей школы). Если речь идет о деревне или даче, где все друг друга знают и знают местность, этот возраст может уменьшаться до 8-9 лет.
    В любом случае это не должен быть резкий переход «с сегодняшнего дня ты гуляешь один». С чего начинать? Сначала это чуть большая свобода на детской площадке, потом – возможность самостоятельно куда-то дойти – например, к друзьям на другой этаж (самостоятельно доехать на лифте или спуститься по лестнице) с обязательным звонком родителям, когда дошли. Потом – поход без взрослых в магазин. При этом вы идёте следом и убеждаетесь, что ребёнок точно помнит дорогу и правила безопасности. И он всегда может обернуться к вам и попросить о помощи. Затем – вы смотрите из окна всю дорогу до магазина и обратно.

    Если ребёнок гуляет один, у вас всегда должны быть договорённости

    • где гуляет, с кем, когда приходит домой
    • как ребёнок узнает о том, что ему пора идти домой (крайне мало детей могут самостоятельно следить за временем, их нужно забирать с прогулки)
    • ребёнок должен знать адрес и телефон родителей, уметь и не бояться позвать на помощь

    Когда я говорю о возрасте ребёнка, я имею в виду не столько физиологию, сколько психологический возраст – его готовность к тем или иным действиям и ситуациям, способность оценить обстановку и спрогнозировать действия других людей, последствия.

    С 3-х лет ребёнка можно учить безопасности через игру. Можно отрабатывать ситуации и поведение в игре с игрушками или другими людьми. С 5-ти лет он будет готов играть с вами по правилам. Вы можете их устанавливать, заучивать и тренировать. Пусть ребёнок пробует вместе с вами проигрывать ситуации опасности – как он будет вести себя. В этом возрасте он всё ещё многие вещи воспринимает как игру, которая для него всегда понарошку. К 7-ми годам у ребенка появляется внутренняя регуляция, вы уже можете договариваться с ребёнком, чтобы следующие 5 минут он никуда не уходил с площадки или соблюдал какое-то другое правило самостоятельно. Старайтесь, чтобы этих правил и условий не было много. По тому, как он выполняет договорённости, вы поймете, насколько он готов или не готов к самостоятельности. С 7-ми лет можно заучивать правила безопасности, детально проговаривать и спрашивать у ребёнка алгоритм действий в различных ситуациях. Например, когда незнакомый человек входит в контакт с ребёнком, он должен помнить все наши правила о том, что никуда ни с кем никогда уходить нельзя, что взрослый не просит о помощи незнакомого ребёнка и другие. Вместе проходите ваши постоянные маршруты, убедитесь, что ребёнок запомнил дорогу. Обращайте внимание на потенциальные опасности – люки, нерегулируемый пешеходный переход, гаражи и т. д.

    Примерно к 10 годам ребёнок учится оценивать реальную ситуацию, не воспринимать её как игру. В этом возрасте он уже может не только отличить опасную ситуацию от неопасной, но и спрогнозировать развитие событий и отказаться от потенциально опасных действий.

    Конечно, возраст 10 лет – не панацея, все очень индивидуально для каждого. Помимо возраста есть и другие критерии, на которые стоит ориентироваться, когда вы задумываетесь о том, пора ли отпустить ребёнка гулять одного.

    Что важно учитывать

    1. Есть ли у него потребность и готовность к тому, чтобы гулять одному. Если родителю удобно, чтобы ребенок гулял один, а ребёнок этого не хочет, не просит и наоборот – просит пойти с ним, значит, он ещё не готов гулять самостоятельно, хотя и не сможет сформулировать это.
    2. Уверенность в себе. Это о том, может ли он постоять за себя или отстоять свои интересы перед сверстниками. Умеет ли ребёнок строить общение? Может ли обратиться за помощью, например, к другим детям или их родителям? Может ли отказаться от общения, в том числе со взрослыми, если оно ему неприятно, или постесняется и промолчит? Может ли сказать твёрдое «нет» на любые предложения и просьбы? У детей младшего возраста авторитет взрослых ещё очень силён, и ребёнку бывает трудно сказать взрослому «нет», особенно если ребёнка в чём-то убеждают.
    3. Психологическая готовность к самостоятельности – может ли ребёнок самостоятельно определить, что он голоден, хочет пить, может ли понять, когда ему жарко и вовремя уйти с солнца, может ли ребёнок оценить, что ему дискомфортно и сообщить об этом или решить этот вопрос самостоятельно, насколько он ориентируется в том, что может быть для него опасным, смотрит ли под ноги, обходит люки и не бежит ли через дорогу, сломя голову, забывая посмотреть по сторонам.
    4. Запомнил ли ребенок правила безопасности, соблюдает ли их сам, без напоминания взрослого, или отвлекается и заигрывается так, что не смотрит по сторонам, переходя дорогу?
    5. Ориентируется ли он в расположении домов, улиц, подъездов – может ли найти дорогу в свой двор, если заиграется и уйдет в соседний или если захочет попасть домой? Всё это определяется тренировками вместе с родителями – когда вы вместе идете куда-то, спрашивайте ребенка – а где мы сейчас находимся, а куда мы идем, а как пройти домой? Пусть ребёнок сам проведёт вас к дому или переведет через дорогу, рассказывая правила».

    И ещё один частый вопрос: многие мамы жалуются на то, что, начиная отпускать ребёнка «в самостоятельное плавание», они переживают невозможный ужас, что каждый поход ребёнка за хлебом – чудовищное испытание для их нервов, а каждая минута задержки – повод, чтобы пить успокоительное. Что можно сделать с этим?

    Анна Шипилова: «Прежде всего важно понять, что это нормально – тревожиться и волноваться за ребёнка, отпуская его куда-то первый раз одного. Это действительно страшно, но необходимо. В жизни каждого ребёнка наступит момент, когда он окажется в какой-то ситуации без родителей, когда ему нужно будет самостоятельно сориентироваться или принять какое-то решение. Если он не подготовлен к этому, если никогда не пробовал быть самостоятельным, такая ситуация вызовет у него сильный стресс и может стать действительно опасной, если ребёнок растеряется и не будет знать, что делать. Гораздо лучше подготовить его к таким ситуациям в безопасных условиях, когда родители рядом и готовы прийти на помощь.

    Когда ребёнок учится ходить и падает, очень хочется каждый раз подхватывать его, чтобы он не упал, не ударился, удержался на ногах. Но тогда ребёнок не научится правильно падать, и любое падение будет его травмировать. То же самое происходит с самостоятельностью – если не пробовать, никогда не научишься.

    Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

    Немало копий было сломано в спорах о том, когда ребёнка можно отпускать на улицу одного. Одни считают, что в 10–12 лет школьник уже в состоянии самостоятельно добираться до учебного заведения и возвращаться домой, другие водят чадо на уроки вплоть до выпускного класса. Где же истина — та самая «золотая середина», которую упорно ищут родители? Постараемся разобраться.

    Вспомните своё детство. Опустим советские времена, остановимся на первой декаде после перестройки. Назвать «лихие девяностые» благополучными было нельзя, но отчего-то родители намного охотнее отпускали детей гулять. Каждое утро можно было заметить толпу школьников, идущих на уроки, а днём — тех же личностей, возвращающихся домой.

    Что изменилось сейчас

    Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

    Сейчас первоклашек можно встретить или в школе, или на школьном дворе во время урока физкультуры, или на огороженных площадках около дома. Неужели с 90-х в городах стало больше преступников или опасностей? Едва ли — просто меняется менталитет. Постепенно люди изживают в себе советские привычки, становятся осторожнее, тревожнее и подозрительные. Более того, трепетное отношение к детям всячески поощряется, тогда как мать, прививающая детям самостоятельность, получает нелестное определение «ехидна».

    Как бы то ни было, у ребёнка есть потребность в самостоятельности, рано или поздно чадо придётся отпустить. Вот только когда?

    Что говорит закон

    У нас нет федерального закона, который прямо указывал бы, в каком возрасте ребёнка можно отпускать на улицу одного, только законы, запрещающие детям находиться в «неподобающих местах» или гулять после захода солнца. Некоторые регионы регулируют возраст, с которого ребёнок может ходить по улицам без сопровождения взрослых: в Краснодаре это, например, семь лет.

    Иными словами, самостоятельные детские прогулки остаются на откуп взрослым, но стоит помнить, что в ряде ситуаций отсутствие родителя может быть трактовано как «бездействие» или «ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию и содержанию».

    Что говорит психология

    Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

    Каждый ребёнок — индивидуальность, у каждого свой темп роста и развития. По мнению психологов, один из основных показателей готовности ребёнка к самостоятельным прогулкам — наличие у него такового желания.

    Впрочем, одного желания недостаточно. Родители должны осознавать, готово ли их чадо выпорхнуть из родительского гнезда в реальный мир, пусть даже на пару часов. Например, ребёнок должен понимать, что с незнакомцами не стоит никуда ходить, не выбегать на дорогу, хорошо ориентироваться в местности, не влезать в драки и конфликты, уметь о себе позаботиться и самостоятельно понять, когда нужно возвращаться домой. Иными словами, ребёнок должен быть достаточно социализирован для того, чтобы пара часов без родителей не привели к катастрофе.

    Не менее важны и непосредственно социальные навыки ребёнка — умение заводить дружбу со сверстниками, способность включиться в игру, познакомиться, обратиться к вызывающему доверие взрослому за помощью, купить хлеб в магазине, позвонить по телефону.

    И наконец, важна готовность самих родителей. Сможете ли вы отпустить ребёнка на улицу и не названивать ему каждые пять минут, не сидеть у окна, неусыпно следя за передвижениями своего чада, доверить ему покупку молока на ужин? Тут нужно понимать, что неуверенность родителей сделает неуверенным и самого ребёнка, даже если психологически и социально он ко всему готов.

    Что сделать для безопасности

    Вне зависимости от возраста ребёнка и того, где он гуляет, научите его основным правилам безопасности — их он должен знать наизусть:

    1. Нельзя разговаривать с незнакомцами и брать у них что-либо, даже если очень хочется.

    2. Нельзя уходить куда-либо, не спросив разрешения у родителей.

    3. Нельзя выходить за пределы территории, где родители разрешили гулять.

    4. Нельзя выходить на дорогу. Если нужно её перейти — нужно следовать ПДД.

    5. Обязательно соблюдать все договорённости и постоянно быть на связи.

    Напомните ребёнку известную фразу из фильмов про Человека-Паука: большая сила — это большая ответственность. И любая свобода — это тоже ответственность. Ребёнок должен это понимать.

    «В 21:00 будь дома, остальные меня не волнуют» — фраза-триггер для подростка, друзья которого гуляют до поздней ночи. Но если с 13-летним ребенком такие правила еще работают, то дерзкий шестнадцатилетка может просто отключить телефон. А родители, конечно, будут волноваться, а потом сильно ругать. Но делать этого не надо, объясняет детский психолог и арт-терапевт Елена Бурьевая. И дает альтернативную тактику поведения в такой ситуации.

    Вопрос. Дочка-подросток (16 лет) хочет гулять допоздна. Говорит, что все ее одноклассники спокойно гуляют до 2–3 ночи. Я против этого, прошу ее быть дома к 21:00. Из-за этого постоянные истерики и конфликты. Как мне с ней разговаривать? Как решить эту проблему?

    Ответ. Зачастую родителям сложно принять тот факт, что их дети становятся взрослее. Взрослые по привычке продолжают их поучать — давать советы, ставить условия, мало интересуются мнением и личной жизнью детей. Из-за этого случается недопонимание: занимая позицию «сверху», родитель как бы отталкивает подростка от себя.

    Как начать говорить с ребенком?

    Когда взрослый не хочет отпускать подростка гулять допоздна, для начала нужно задать вопрос самому себе: «Чего я боюсь?» Взять лист бумаги и написать на одной стороне причины своих страхов (например: «Я боюсь, что мой ребенок находится в плохой компании»). На другой — ответить на вопрос: «А так ли это на самом деле?»

    Если вы переживаете за безопасность ребенка, нужно вернуться назад и убедиться, что он знаком с элементарными правилами поведения на улице

    Выпишите волнующие вас темы или проблемы (наркотики, алкоголь, секс и так далее) и поговорите с подростком. Разговор можно начать со слов вроде «Я знаю, что ты уже взрослый, поэтому считаю важным поговорить о безопасности, так как я очень люблю тебя и переживаю, желаю тебе только добра. Что ты и твои друзья думаете о сексе, алкоголе, наркотиках?». И так далее.

    Ни в коем случае нельзя давить на ребенка. Лучше сделать акцент на том, что ваш запрет — последствие необсужденной темы, которую вы упустили. Когда ребенок выскажется, можно делать выводы: какой информацией он уже владеет, что думает о тех или иных явлениях.

    Поиск компромисса

    Нужно объяснить ребенку, почему важно приходить домой в установленное время. Возможно, 9 вечера — действительно слишком жесткие рамки, они хороши скорее для учеников средней школы. А вот для старшеклассников можно изменить условия: попросить ребенка приходить, скажем, не в 21:00, а в 22:00, то есть в рамках закона (далее в зимнее время несовершеннолетним без сопровождения взрослых находиться на улице нельзя).

    Важно не обесценивать подростка, не произносить фразы вроде «Мне всё равно, что делают другие», «А если все будут прыгать с крыши, ты тоже прыгнешь?» и так далее.

    Подросток пришёл домой пьяный?! Стоп, никаких нотаций, криков и слёз. Всё равно не поможет

    Найдите компромисс, объясните, что поздний отход ко сну (а ведь утром вставать на занятия) плохо влияет не только на здоровье, настроение и когнитивные функции, но и негативно сказывается на внешности (для подростка это важно) — нездоровый цвет лица, кожные высыпания и даже лишний вес с недосыпом очень даже связаны.

    Но при этом самое важное — донести до ребенка, что вы его любите. И не вредничаете, а искренне волнуетесь. Расскажите дочери про правила комендантского часа (по закону несовершеннолетние подростки в зимнее время могут находиться на улице без сопровождения взрослых до 22:00, а летом — до 23:00) и про то, что может случиться из-за нарушений этих правил. Сделайте акцент на том, что это могут быть не только проблемы с полицией: подросток может попасть в беду, а так как в темное время суток людей на улице немного, ему просто могут не успеть прийти на помощь.

    Пятиминутное слушание

    Если у вас все же назревает конфликт, полезно использовать методику пятиминутного слушания. Нужно перевернуть песочные часы и сказать своему ребёнку: «Сейчас ты можешь говорить что хочешь про кого хочешь любыми словами, а я в этот момент молчу и не делаю никаких замечаний». Для подростков такой метод может стать отличной терапией: в этот момент они могут спокойно выговориться и увидеть, что старшие их слушают и понимают. Родители же, напротив, смогут сконцентрироваться не на своих эмоциях, а на чувствах ребенка — и диагностировать, что происходит с ним здесь и сейчас.

    Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

    За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажера Алёну Филиппову. Иллюстрация: GoodStudio / Shutterstock

    Неврологическое развитие ребенка первого года жизни
    Девочка вступает в пубертатный период в возрасте 10-11 лет: у неё развивается грудь, появляются волосы на теле, начинается менструация и меняется форма тела. К этому времени родители должны поговорить с ребёнком и помочь ему во всём разобраться. Рассказываем, какие темы должны поднять родители дочери-подростка.

    Начало менструального цикла

    Главное, что нужно сделать, — это объяснить дочери естественность процесса. Месячным предшествуют боль в груди, увеличение бёдер, рост волос на лобке и в подмышечных впадинах, белые выделения из влагалища. Последних не нужно бояться, они нужны для защиты от инфекций.

    Джон Стивер, доцент кафедры педиатрии подростковой медицины в Больнице Св. Синая в Нью-Йорке, советует родителям предупредить подростка, что во время менструации могут возникнуть спазмы, головная боль, перепады настроения и колебания веса. А также рассказать, что в первое время лучше использовать прокладки, а не тампоны и не менструальные чаши. Ну и объяснить, что менять их нужно каждые 3-4 часа.

    Если месячные у девочки идут нерегулярно, беспокоиться не стоит: цикл установится примерно через год.

    Когда нужно идти к гинекологу?

    Неврологическое развитие ребенка первого года жизниНачиная с 14 лет плановый осмотр нужно проходить раз в год. Однако поторопиться следует в следующих случаях:

    • Если первые месячные начались раньше 9 лет или не начались после 15;
    • Если после первой менструации прошло больше полугода, а вторая так и не наступила;
    • Если выделения очень обильные;
    • Если девочка испытывает сильные боли;
    • Если месячные продолжаются более 7 дней;
    • Если во время менструации появляются рвота, тошнота или головокружение.

    Формирование груди

    Объясните дочери, что в её возрасте грудь может болеть — это происходит из-за роста молочных желёз. Также неприятные ощущения могут появляться перед месячными.

    Изменения тела

    Неврологическое развитие ребенка первого года жизни
    Девочка должна знать, что гормоны влияют на все части тела подростков: появляются волосы, меняется вес, уменьшается скорость роста. В этом нет ничего страшного.

    Однако если вы заметили у ребёнка повышенную волосатость, резкую потерю или набор веса, скачки роста, сильные перемены в поведении, следует обратиться к эндокринологу.

    Сексуальное воспитание

    Начинать разговор о «пестиках и тычинках» нужно уже в 7-8 лет. В 11-12 лет стоит уточнить, что ребёнок уже узнал от сверстников. Обычно подростки передают друг другу массу мифов: например, что нельзя забеременеть во время месячных. Ваше дело — разобраться во всём вместе с ребёнком и рассказать о методах контрацепции. Будет неплохо, если вы покажете, где можно взять правильную информацию. Не все подростки охотно говорят о сексе с родителями, поэтому можно, например, подарить книгу. Только для начала прочитайте её сами: иногда под видом образовательных изданий публикуют откровенно антинаучное чтиво.

    Главное — не осуждайте и не запугивайте дочь. Начинайте разговор со слов поддержки: «Я хочу, чтобы ты выросла счастливой и здоровой. Поговорим по душам?»

    Узнать больше об особенностях полового созревания девочек, можно из сюжета программы «Жить здорово»

    Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

    Возраст до года – самый трудный как для малыша, так и для его родителей. В это время ребенок приобретает основные жизненные навыки – сидеть, говорить, ходить. Он активно знакомится с окружающим миром, делает свои первые шаги. Его родители с нетерпением ждут этих событий. Но в силу индивидуальных особенностей происходит это у всех по-разному. Давайте рассмотрим вопросы, когда ребенок должен начать ходить, и как мы можем помочь ему это сделать.

    Когда ребенок начинает ходить самостоятельно?

    Развитие ребенка всегда происходит скачкообразно. Что касается двигательной активности, то сначала кроха учится переворачиваться со спины на животик и обратно, затем садиться и ползать, а уж потом – ходить. Последнее обычно происходит в возрасте 12 месяцев. Но это не является обязательным, и ваш ребенок вполне может пойти в 9-10 или же в 13-14 месяцев. И то, и то является очень вероятным, поскольку условная норма данного этапа развития – с 9 до 16 месяцев. Вместе с тем эти цифры касаются лишь самостоятельного вертикального передвижения, а не в ходунках или держась за руку. Но даже если ваш ребенок начнет ходить в 17 месяцев, показывая гармоничное развитие во всем остальном, это можно считать не отклонением, а его индивидуальной особенностью. Жалобы на то, что ребенок начал ходить очень поздно или, наоборот, слишком рано, имеют основание только в случае каких-либо физических недугов у ребенка.

    Во сколько начинают ходить мальчики и девочки?

    Возраст, когда кроха делает первые шаги, зависит от очень многих факторов. В первую очередь это уровень его физического развития, крепость мышц ножек, состояние позвоночника, особенности строения тела. Более полные детки могут пойти чуть позже, в то время как обладатели худощавой фигуры обычно более активны. Но вместе с тем можно чуть ускорить этот процесс, если пройти курс массажа или просто стимулировать увеличение физической активности ребенка. Немного позже может пойти и ребенок, родившийся раньше срока.

    От пола ребенка начало самостоятельной ходьбы, как правило, не зависит. Существует, однако, мнение, что мальчики начинают ходить позже девочек. Однако пока это научно не доказано и является лишь гипотезой – многие мальчики начинают ходить даже раньше, вписываясь, тем не менее, в указанную выше норму.

    Как стимулировать ребенка к хождению?

    1. Как только он проявит интерес к передвижениям по квартире, можете начинать водить его за руки (сначала за обе, потом за одну). Наступит момент, когда ребенок уже уверенно стоит и хочет, но боится сделать первый шаг – тогда вы должны отпустить его руку и позволить ему проявить самостоятельность. Имейте в виду, что, возможно, ждать этого вам придется не одну неделю.
    2. Можно звать малыша к себе, стоя в паре метров от него и широко раскинув руки, как для объятий. Однажды ребенок осмелится и пойдет навстречу вам.
    3. Стимулируйте любые передвижения малыша, когда он, держась за мебель, Неврологическое развитие ребенка первого года жизнипутешествует по квартире. Лучше всего, если он при этом будет босиком. Покупать первую обувь для начинающих ходить следует уже для улицы, первые же шаги дома ребенку будет легче сделать без нее.
    4. Ежедневная зарядка, массажи, плавание и другие способы физически укрепить малыша будут способствовать его достижениям в ходьбе.
    5. Не стоит использовать ходунки и вожжи – это лишь затормозит процесс. Ребенок должен учиться переставлять ноги и держать равновесие абсолютно самостоятельно, безо всяких приспособлений – только это, в конце концов, способно привести его к желаемой цели.

    Однако следует помнить, что советы, перечисленные выше – всего лишь опосредованная помощь, и ребенок пойдет не раньше, чем сам будет к этому готов физически и психологически.

    Девочки, во сколько Ваши детки начали ходить? И сколько ещё после первых шагов времени вы всё ещё носили ребенка на руках? Когда стал полностью сам даже в поликлинику/гости и т.д.

    Я дочку вообще на руках не носила(спина больная), самостоятельно она пошла в 1,1, от коляски отказались в 1,3

    Дочка начала в 12-13 месяцев, сын в 11 месяцев. Вопрос у вас немного странный. До поликлиники, парка, яслей я никогда ребёнка не таскала/не таскаю. Есть коляска для этого или машина если более 15-20 минут пешком. Не помню точно как долго я коляску использовала, лет до 3ех наверное. Понятное дело, что чем старше ребёнок, тем меньше он в коляске сидит, ты ее просто катишь рядом, но с ней просто и удобно если ребёнок устал, закапризничал и отказывается идти

    Старший пошел в 1 год и 2 месяца, младший в год.
    Еще пару месяцев после этого они учатся хорошо ходить.
    С 1,5 лет уже бегали, не догеать) и сами ходили в поликлинику.
    Насчет рук — я почти не носила ни первого, ни второго. Со вторым боли в спине не давали. Лежали, ползали.

    Дочь в 9 месяцев уже полностью ходила сама, бегала. Первые шаги начала делать где-то в 7 месяцев. На руках не носила никогда.

    Моя пошла в 11 мес. Сейчас 3,7 , коляску беру в путешествия, когда надо много ходить и много поклажи. Я живу в многомиллионном мегаполисе, если еду на метро куда то далеко на весь день, коляска необходимо, чтобы 15 уставших кг на себе не тащить. А до магазина, на море (живем рядом) и тд- велик с сидением для ребёнка.

    У меня любил сам идти и катить коляску ,в год и два месяца уже хорошо пошёл. Везде ходили с небольшой удобной коляской,хорошо же,и продукты закинуть можно.

    Мой сыночка пошёл в 11 лет

    В 11 месяцев делала 22 шага очень медленно и раскачиваясь. А сама пошла около 1-1,1

    Мой сын пошел в 11 месяцев, но в коляске в детский сад еще ездили и в 4 года — лентяй, девчонки над ним даже смеялись, а ему хоть бы что.

    Дочь пошла в 10 месяцев, на улице с коляской до 1,5 лет, потом с велосипедом детским/самокатом, потому что могли уйти очень далеко от дома, если во дворе только гулять, то можно и без всего. На руках таскала только домой на 5 этаж до 2 лет, т.к. отказывалась идти.

    В 9 месяцев начала ходить

    Дамы 35 лет без детей и постоянных МЧ, как вы строите свою жизнь?

    Куда деть не вменяемого лежачего больного?? Помогите уже сил нет!

    Во сколько лет дети начинают понимать «взрослые вопросы»?

    Во сколько ребенок начинает сидеть

    Во сколько Кд в девочек

    В год и неделю пошел, после этого ни за что на руках не сидел, только сам!

    В 1год и 2 месяца

    10 месяцев пошел один, второй в 9 месяцев. Коляску использовала долго, дети устают же.

    К посту 13. Но я за ручки их водила до того, сама уставала, спина болела. Стали ходить сами, вздохнула.

    Многодетные семьи: вы за или против?

    Зрение

    Мама не пускает меня на ночевки.

    Ребенка будут дразнить из-за имени

    Дети с «особенностями» рядом с вашими детьми.

    Всю голову сломала, не знаю, как назвать девочку

    «прекрасные «16 лет

    Ребенка будут дразнить из-за имени

    Голосуем за понравившиеся имя

    Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы, частично или полностью опубликованные с помощью сервиса Woman.ru. Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.

    Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование владельцами сайта Woman.ru. Все материалы сайта Woman.ru, независимо от формы и даты размещения на сайте, могут быть использованы только с согласия владельцев сайта.

    Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс. Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

    Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.) на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

    Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

    Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+

    Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

    Главный редактор: Воронцева О. А.

    Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):

    Самый долгожданный момент всех молодых родителей — первые шаги крохи. В это время ребенку так важна любовь и поддержка. Что должны знать мамы и папы о данном этапе развития?Во сколько начинают ходить малыши и как помочь ребенку научится ходить? Все ответы здесь.

    Когда начинают ходить дети

    Как учить ребенка ходить

    Советы родителям, которые ждут, чтобы ребенок начал ходить самостоятельно

    • Делайте массаж крохе. Это способствует укреплению всего опорно-двигательного аппарата, правильному развитию мускулатуры ребенка, нормализации мышечного тонуса. Массаж также улучшает обмен веществ, положительно влияет на психологическое развитие малыша. Чаще поглаживайте, разминайте и растирайте спинку, ножки и стопы малютки.
    • Занимайтесь гимнастикой с ребенком и делайте легкие физические упражнения. Это способствует развитию координации движений и суставно-связочной системы. Очень полезной является дыхательная гимнастика.

    Примеры физических упражнений показаны в этом видео:

    • Отучайте малыша от манежа и ходунков, ведь с помощью их невозможно научить малыша ходить, можно только подготовить к этому этапу. Помогайте сыну или дочке проявлять инициативу: подумайте про обстановку в доме и сделайте так, чтобы малыш смог вставать на ноги и делать первые шаги, придерживаясь за мебель, разместите игрушки по разным углам комнаты, попросите маленького непоседу пойти вам навстречу.
    • Если есть возможность,приобретите специальные приспособления, которые развивают координациюу малыша и помогают крохе удержать свой вес при ходьбе (каталки, вожжи-поводки и другие).

    Чтобы ребенок начал ходить, пытайтеськак можно больше прогуливаться с малышом за ручки, поддерживайте его. Ведь это новизна для крохи, ему будет намного комфортней, если мама или папа будут рядышком с ним, так малыш будет чувствовать себя в безопасности. Если он устал и не хочет больше заниматься, не стоит нагружать детский организм и заставлять сделать еще несколько шагов. В противном случае, детское желание и тяга к ходьбе может быстро пропасть. Обувь — важная составляющая начала первых шагов. Как ее выбрать? Прежде всего, покупать ортопедические модели, проверять наличие сертификатов качества. Использование некачественной обуви может вызвать негативные последствия, например, плоскостопие. Некоторые специалисты считают, что даже в доме малыш должен совершать свои первые шаги в обуви, которая надежно фиксирует стопу. Другие профессионалы утверждают, что карапузу будет полезней ходить босиком, при условии, что поверхность пола в квартире является ровной и теплой. При выборе обуви следует придерживаться некоторых советов:

    • подошва должна быть упругой, не скользкой и умеренно жесткой;
    • приветствуется наличие небольшого каблучка;
    • размер следует подбирать на 1 см больше размера стопы малыша, так зимой ножки не замерзнут;
    • обувь должна быть с ровной стелькой и жестким высоким задником, что поможет хорошо зафиксировать ножку малыша;
    • наличие легкой и крепкой застежки упростит жизнь родителям, так как дети в этом возрасте не умеют ждать;
    • следует подбирать ботинки с круглым, широким и прочным носком, чтобы снизить риск травмирования пальчиков;
    • материал должно быть натуральным: замш или кожа поможет ноге дышать и не потеть.

    Нужна ли обувь с супинатором? Единого мнения среди педиатров и ортопедов в этом вопросе нет. Но, большинство утверждает, что такая обувь может навредить здоровой стопе, поэтому без рекомендаций ортопеда обувь с супинатором приобретать не стоит. Советы педиатра о том, как подобрать правильную обувь в момент, когда ребенок начинает ходить самостоятельно, рассказаны в данном видео:

    Самые распространенные ошибки родителей

    • Частое использование манежа, ходунков, прыгунков. Некоторые мамы и папы ошибочно думают, что, купив данные приспособления, они сделали все возможное, чтобы научить дитя ходить. Но при использовании этих устройств, ребенок не сможет научится ходить самостоятельно.
    • Слишком рано требуют от ребенка первых шагов.
    • Гиперопека, чаще всего со стороны мамы. Да, малыш шагает неуверенно и, при отсутствии родительской поддержки, он может упасть. Но ничего страшного в этом нет, без подобного опыта ребенок никогда не сможет научится ходить самостоятельно. Родителям необходимо убрать все опасные вещи в доме, а также наклеить специальную защиту на острые углы мебели.

    В этом видео озвучены советы для молодых родителей, которые учат свое чадо шагая познавать мир.

    Вам будет интересно

    • Когда начинают сидеть детки?
    • Как узнать, какие прыгунки лучше?
    • Почему ребенок ночью плохо сипит и плачет?

    Еще никто не комментировал, станьте первым!

    Ссылка на основную публикацию