Нарушение аппетита у детей

Содержание

  • Виды нарушений аппетита
  • Профилактика нарушения аппетита у детей
  • Причины
  • Последствия длительного нарушения пищевого поведения
  • Лечение

Аппетит выполняет в организме регулирующую функцию, сигнализируя о необходимости пополнить запасы питательных веществ. Аппетит связан с работой пищевого центра, который расположен в гипоталамусе и коре головного мозга. Именно в этих областях обрабатываются импульсы, связанные с едой, а также отсюда поступают сигналы о насыщении. Одним из факторов, вызывающих желание поесть, является также изменение уровня сахара в крови. Источник:
Здоровье вашего ребенка.
Новейший справочник./Под рек. В.А.Александровой.
Изд-во Эксмо, 2003 г.

Виды нарушений аппетита

Нарушение аппетита у ребенка может проявляться в виде:

  • гипорексии – снижения аппетита;
  • гиперрексии – его увеличения аппетита;
  • булимии – неконтролируемого желания еды. При таком нарушении ребенок не в состоянии контролировать объем и состав съеденной пищи;
  • анорексии – почти полного отказа от питания. Одно из самых опасных нарушений. Может привести к печальным последствиям: дистрофии органов, нарушению обмена веществ и даже летальному исходу;
  • парарексии – значительного изменения вкусовых пристрастий. У ребенка может появиться желание есть то, что не употребляют в пищу, например, мел или глину. Парарексия зачастую свидетельствует об отсутствии крайне необходимого организму ребенка элемента (кальция, калия, железа и др.) в повседневном рационе.

Профилактика нарушения аппетита у детей

  • Режим питания. Ежедневный объем пищи должен быть разбит на 3-5 приемов. Желательно, чтобы завтрак, обед и ужин проходили в одно и то же время. Организм ребенка быстро привыкает к режиму питания, и аппетит появляется перед очередным приемом пищи.
  • Рацион, содержащий все необходимые вещества. При полноценном питании организм ребенка получает нужные для роста и жизнедеятельности элементы, что является прекрасной профилактикой не только нарушения аппетита, но и других заболеваний, связанных с ним, например, ожирения. В обычном рационе обязательно должны присутствовать овощи и фрукты, немного круп, мясо и рыба. Количество крахмала и сахаридов должно быть минимальным.

Причины

Потеря или резкое повышение потребности в еде у детей может быть связана с целым комплексом факторов:

  • отклонения могут носить симптоматический характер. К примеру, когда у грудных детей режутся зубы, нарушение аппетита – вполне нормальное явление. Потеря желания есть происходит и во время острой стадии гриппа или ОРВИ, и это абсолютно нормально. Организм ребенка все ресурсы направляет на борьбу с болезнью, подавляя на время пищеварительную функцию. Не стоит насильно кормить больного ребенка даже самой полезной едой – когда дело пойдет на поправку, аппетит полностью восстановится. Источник:
    http://articles.komarovskiy.net/ya-kushat-ne-xochu.html
    Е.О. Комаровский
    Я кушать не хочу …
    18.01.2007
  • заболевания пищеварительной системы. Различные типы гастритов, дуоденитов и других подобных патологий оказывают существенное влияние на пищевое поведение ребенка.
  • анемия, то есть недостаток в крови гемоглобина – клеток, переносящих кислород. Наличие анемии может сопутствовать целому ряду заболеваний. Такое состояние у ребенка требует срочного обращения к специалисту и прохождения полного обследования.
  • нарушения в эндокринной системе. Сахарный диабет, заболевания щитовидной железы –этим эндокринным нарушениям сопутствует угнетенный аппетит или резкое повышение потребности в еде.
  • различные психические заболевания. Симптомами многих психопатологий является необоснованное изменение вкусовых пристрастий.
  • заболевания нервной системы.
  • авитаминоз (когда организм ребенка не получает необходимого количества витаминов и микроэлементов).
  • доброкачественные или злокачественные опухоли.

Нарушение аппетита может свидетельствовать о наличии у ребенка достаточно серьезных заболеваний. Пищевая же распущенность приводит либо к глубокому истощению, либо к ожирению. Обе этих крайности способны подорвать здоровье. Родителям необходимо уделять должное внимание прививанию своим детям здоровых пищевых привычек.

Последствия длительного нарушения пищевого поведения

Как уже упоминалось, долго длящиеся отклонения в пищевом поведении могут привести либо к ожирению, либо к дистрофии, то есть истощению организма. Последствия также могут быть такими:

  • нарушения сна;
  • снижение иммунитета вследствие отсутствия необходимых организму питательных веществ;
  • появление на коже трещин или рубцов-растяжек (при быстром росте жировой ткани);
  • нарушение деятельности внутренних органов; Источник:
    Е.В. Павловская
    Избирательный аппетит у детей // Вопросы современной педиатрии /2013/ Том 12/ № 6
  • угнетение мозговой деятельности (снижение памяти и скорости мышления).

Лечение

В период полового созревания и усиленного роста детям требуется больший, чем обычно, запас питательных веществ. Если ребенок чувствует себя хорошо, социально активен, а его вес соответствует росту и возрастным нормам, вмешиваться не стоит. При наличии же отклонений необходимо показать ребенка врачу-педиатру. Специалист проведет осмотр, а также назначит комплекс анализов и исследований. Исходя из их результатов, педиатр направит ребенка к профильному специалисту.

Врачи медцентра «СМ-клиника» обладают огромным опытом в лечении нарушений аппетита у детей. У нас можно пройти все необходимые обследования на современном медицинском оборудовании.

Нарушение аппетита у детей

Нарушение аппетита у детей

Как накормить ребенка, если он отказывается

Вы не знаете, что делать, когда ребенка трудно накормить? Сперва малыш отказывается есть «неправильную» курицу или «плохо пахнущую» цветную капусту.

Потом вы начинаете ежедневно готовить одну и ту же еду три раза в день, думая, может ли ребенок выжить на одних макаронах…

Перед тем, как заставлять малыша есть, давайте вспомним, что отказ от еды — обычное поведение для многих детей. Впервые с этим вы можете столкнуться в 2 года.

В большинстве случаев причинами могут быть:

  • Личные предпочтения. Согласитесь, не все из нас любят брокколи, хотя она полезна.
  • Отсутствие аппетита.
  • Нежелание пробовать что-то новое.
  • Прорезывание зубов, простуда.
  • Отказ от еды служит способом ребенка показать родителям свою независимость, которую он часто проявляет до 5 лет.

Родителям важно выяснить причины, по которым ребенка невозможно накормить. И вместо наказаний, борьбы, подкупов или угроз стараться воспитать у малыша здоровое отношение к еде.

Нарушение аппетита у детей

Накормить нехочуху

Когда ребенок отказывается есть, родители считают его привередой в еде. Человек, который разборчив в еде, обычно не ест определенные продукты или ест только одну и ту же еду каждый день. Пока вся семья с удовольствием ест разные блюда, малыш может выбирать только курицу, любимый бутерброд или яблоко.

Если это ваш случай, убедитесь, что он разборчив в еде только в силу своих вкусовых предпочтений.

Также проблемы могут быть в другом:

  • Ребенку не нравится текстура новой еды
  • Ему трудно жевать или глотать определенные продукты
  • Мама показывает свою нелюбовь к еде и он тоже начинает отказываться есть
  • Родители стараются насильно накормить малыша. В итоге он протестует

10 правил, которые помогут накормить ребенка

1. Разнообразьте питание малыша и предлагайте в каждый прием пищи любимые им блюда, дополняя их новым продуктом.

Разрешите выбрать и съесть только то, что на тарелке. Ребенок может не притронуться к рису или овощам, но вместо них съесть мясо. Или наоборот. Главное, предлагать выбор и позитивно относиться к приему пищи.

2. Ограничьте отвлечения.

Если ребенок во время обеда смотрит мультфильмы, играет в игру, он может легко потерять интерес к еде. Со стороны гаджеты кажутся нам хорошим способом усадить ребенка за стол, но на самом деле они отвлекают от приема пищи. Установите дома правило — есть всем членам семьи без телефонов и с выключенным телевизором.

3. Следите за размером порций.

Возможно проблема не в том, что ребенок не хочет есть, а в том, что он отказывается съедать всю еду, которая у него на тарелке. Помните, что детям не нужно столько еды, как взрослым. Если размер порции слишком велик, малыш не в состоянии все съесть. Не потому, что он вредничает, а потому, что он уже наелся. Лучше сократить размер порции. При необходимости малыш попросит добавки.

4. Помните, что ребенок может быть не голодным, когда вы предлагаете еду.

В течение дня или недели у детей меняется аппетит.

5. Убедитесь, что время кормления не слишком поздно и малыш еще не устал.

Вам тяжело будет заставить есть ребенка, если он сонный и переутомленный. Пересмотрите режим питания и не кормите, когда уже пора спать.

6. Следите за своими эмоциями, когда кормите ребенка.

Уговоры, угрозы или крики не помогут вам заставить малыша есть. Как только он расстроится и станет плакать, он точно откажется от еды.

7. Привлеките ребенка к приготовлению пищи и выбора новых продуктов.

С подросшим малышом решите, что сегодня приготовить, вместе составьте список продуктов. Ребенок с большей вероятностью станет есть то, что сам приготовил.

8. Сократите количество перекусов и напитков, кроме воды, между приемами пищи.

Некоторые дети отказываются есть основную еду, если было слишком много перекусов. У малышей размер желудка меньше, чем у взрослых, и они быстрее насыщаются. Если ребенок не голоден, вряд ли он будет есть.

9. Разберитесь, какой стиль питания у малыша.

В течение дня его аппетит может меняться. Некоторые дети не едят плотно ужин, но хорошо съедают завтрак и обед.

Больше советов, что делать, если ваш ребенок плохо ест, читайте здесь.

Как накормить ребенка, у которого режутся зубы

Первые зубы активно начинают прорезываться у малышей в среднем с 6 месяцев. Из-за дискомфорта кроха может плохо кушать, а их настроение — меняться.

В этот период важно предлагать ребенку питательную еду, которую легко жевать:

  • Охлажденное пюре из овощей или фруктов.
  • Мягкие продукты — йогурт, куриное суфле, запеканка, каша.

Ребенка трудно накормить без бутылочки?

Многие малыши привыкают есть из бутылочки и потом не хотят есть «как взрослые». Чем позже вы отучите кроху от бутылочки, тем сложнее приучить его пить из чашки и есть ложкой.

Приучать к поильнику и к чашке можно начинать уже примерно в 9 месяцев.

Но сперва проверьте, готов ли ребенок к этому:

  • Может ли он сам сидеть и держать голову без поддержки?
  • Открывает ли малыш рот, когда его кормят из ложки?

Если ребенок способен делать эти вещи, он готов к поильнику.

Знакомьте с поильником медленно. Сперва покажите малышу, как им пользоваться. В течение нескольких дней заменяйте питье из бутылочки во время кормления на питье из поильника. Сегодня на завтрак используйте поильник, в другие приемы пищи — бутылочку. Завтра давайте его уже в два приема пищи. Но если ребенку так сложно, лучше сразу перейти на поильник.

Что еще поможет:

  • Говорите малышу, что он уже вырос и ему не нужна бутылочка.
  • Хвалите его, когда он пьет из поильника или чашки.
  • Если ребенок достаточно взрослый, дайте ему выбрать поильник самому.

Как накормить ребенка без стульчика для кормления

Стульчик для кормления ассоциируется у детей с приемом пищи. Его рекомендуют использовать до 3 лет. Что делать, если без стульчика малыш не сидит на одном месте и его невозможно накормить?

  • Убедитесь, что ребенку комфортно сидеть за столом без стула
  • Уберите посторонние игрушки, чтобы малыш не отвлекался
  • Введите правило — во время кормления сидим на одном месте. Если ребенок убегает, заканчивайте обед
  • Если малыш еще маленький и вы вынуждены кормить его без стульчика, посадите его к себе на колени полубоком лицом к вам — так он будет видеть ложку с едой, а вы — его рот.

В каких ситуациях вам сложно накормить ребенка? Идете на какие-то хитрости?

Нарушение аппетита у детей

Что делать, если ребенок не хочет есть.

— Малюсик, ну еще одну ложечку — и всё! Последнюю! Всего-то две съел, давай еще немного, вот тебе самый вкусный кусочек! — говорит среднестатистическая мама, предлагая ложку одной рукой, другой — играя на гармони, третьей — показывая фокус с исчезновением платочка, четвертой — переворачивая котлеты, при этом делая сальто на одной ноге.

У каждого папы есть инстинкт — принести домой еду, а у мамы — это еду скормить ребенку. И если он отказывается есть, срабатывает сигнал — “я плохая мама” или “ребенок больной”.

В этом случае самое главное для родителя понять — ребенок НЕ ХОЧЕТ или НЕ МОЖЕТ есть?

Если малыш бегает, веселится и выглядит хорошо, не выказывая никаких признаков болезни, то скорей всего он есть не хочет. Причин может быть много:

  • Ребенок на ГВ предпочитает молоко и молочные продукты, интуитивно понимая, что ему нужен кальций, и сейчас молоко для него полезнее, чем суп.
  • Ребенок хочет печеньку, а не овощи.
  • Он действительно не проголодался. Например, его метаболизм работает медленно, завтрак еще не успел перевариться, а уже предлагают обед. Или ребенок после завтрака сидел перед телевизором и его аппетит еще не успел достаточно разыграться. По сравнению с соседским мальчиком, который весь день торчал на улице.
  • Если ребенку генетически не суждено стать дядей Стёпой, то он может есть значительно меньше, чем его сверстник, у которого высокие родители.
  • Психологические проблемы. Если раньше вы случайно дали ребенку горький огурец, то он может отказываться от любой еды зеленого цвета. Или вы кричите на ребенка во время еды, и для него питание воспринимается как травма.

Если ваш ребенок живчик, но при этом у него “плохой аппетит”, то это не его проблема, а ваша — психологическая проблема неудовлетворенного инстинкта. Если ребенок скачет, прыгает, у него здоровые ногти, волосы и пр., поменьше думайте о том, что ему не хватает. Лучше подумайте о чем-нибудь приятном ))

Активный ребенок = не голодный ребенок.

Дождитесь естественного желания и правильно распределите энергозатраты — почаще гуляйте, отдайте ребенка в спортивную секцию или просто скажите: “Не хочешь — гуляй, ужин не раньше семи и никаких перекусов”. То есть если ваше чадо просто не хочет есть, нормализуйте кормление — строго в определенное время и без перекусов. Организм привыкнет выделять желудочный сок строго по графику.

И еще. Нормы о том, сколько ребенок должен съесть — не существует. Он может съесть килограмм (и очень этим вас порадовать) и 900 грамм отправить в унитаз. Или съесть 100 г. и все усвоить.

Но гораздо сложнее, если ребенок есть НЕ МОЖЕТ.

  • Если вы на ГВ, то может быть у вас “тугая грудь”, когда ребенку очень тяжело высосать молоко.
  • Насморк у ребенка, и он, когда ест, начинает задыхаться.
  • Пища горячая, холодная, кислая, горькая.
  • У него во рту ранки (например от игрушек), и они болят, когда на них попадает еда.
  • Режутся зубки, болят десна.
  • Проблемы с кишечником. Начинает болеть живот во время еды.
  • Ребенок просто заболел (простуда, ОРВИ, отравление, грипп и пр.). Если ребенок болен, и он у вас не дистрофик, то не надо заставлять его есть. Организм лучше борется с инфекциями, когда голоден. Но пить обязательно давайте.

Если ребенок вначале проявляет аппетит и заинтересованность к еде, но через ложку-другую есть отказывается, то, скорей всего, процесс пищи вызывает у него те или иные трудности.

Если ребенок есть НЕ МОЖЕТ, а вы не можете определить или устранить причину, лучше всего обратитесь к педиатру. Врач точно определит проблему и даст нужные рекомендации.

В нашей клинике работает замечательный педиатр Синягина Юлия Владимировна со стажем работы 17 лет! Можно записаться к ней ))

Всем приятного аппетита! А также сил, терпения и удовлетворенных инстинктов!

Ребенок с рождения требует кушать инстинктивно. Если ребенок здоров, он ест столько, сколько требует его организм. С годами наши инстинкты ослабевают и пищевое поведение начинает опираться не только на потребности организма, но и на:

  • социально-психологическую обстановку
  • опыт
  • эмоциональное состояние

Очень важно уметь отличать истинное снижение аппетита от ложного. При ложном нет никаких проблем ни с едой ни со здоровьем, но при этом родители недовольны количеством съеденного.

Для диагностики пищевого поведения ребенка необходимо, в первую очередь, прояснить общее состояние здоровья ребенка, его активность, показатели роста и веса и их динамику, особенности ритма питания.

Виды отказа от еды:

  • Ребёнок старше 1,5–2 лет не ест определённые группы продуктов. Например, отказывается от овощей, мяса или злаковых.
  • Ребёнок кусочничает и ест в основном вредную пищу: сладости, фастфуд и переработанное мясо (сосиски, колбасы).
  • Ребёнок старше полутора лет питается только жидкой однородной пищей (например, молоком, смесью или пюре).
  • Ребёнок отказывается от любой еды и устраивает голодовки
  • Ребёнок испытывает страх при приеме пищи вследствие какой-либо неприятности, произошедшей во время еды.
  • При болезнях ротовой полости и нарушении работы органов пищеварения. Ребенок избегает боли при приеме или после приема пищи.
  • Ребенок может плохо есть, когда плохо себя чувствует. Это нормальная реакция человека на заболевание.
  • Повышенная нервная возбудимость. Возбужденный ребенок с трудом может выделять необходимое количество слюны, поэтому ему сложно приходится с суховатой пищей. При сильном стрессе могут возникать проблемы с глотанием из-за спазмов горла.

Последствия отказа от еды:

  • ребёнок долгое время не набирает вес, рост и отстаёт в физическом развитии
  • хроническое расстройство питания, дефицит витаминов и микроэлементов

Такие дети выглядят худощавыми, бледными, их подкожно-жировой слой сильно истончен. Наблюдается снижение иммунитета, склонность к частым инфекциям и затяжное их течение; быстрая утомляемость и общая слабость.

Если заболевания исключены, в большинстве случаев проблему избирательного аппетита ребенка родители могут решить своими силами.

Что делать?

Рекомендаций много. Чтобы нормализовать аппетит придется потратить немало времени и сил. Поэтому наберитесь терпения.

  • Есть одно простое правило, которое помогает определить необходимый объем еды, необходимый ребенку: количество съеденных ложек каждого блюда должно быть не меньше количества полных лет. Можно заключить своеобразный договор на соблюдение этого правила. Если ребенок понимает договоренности, он может правильно рассчитывать свои силы и строить ожидания. Большие тарелки могут напугать ребенка, как и огромные порции.
  • Вспомните, как обычно проходит процесс принятия пищи ребенка. Если он наполнен уговорами, ссорами, угрозами наказания, то снижение аппетита вполне естественно. Наша психика устроена так, что эмоциональная окраска событий, происходящих одновременно, смешивается и привязывается друг к другу. Если еда становится причиной конфликта с родителями, ребенок испытываем неприятные эмоции — обиду, стыд, злость и т.д. Эти эмоции накладываются на все приемы пищи. Постарайтесь не заставлять доедать тарелку, не угрожать наказанием. Чем больше вы будете заставлять, тем больше будет ребенок сопротивляться. Сделайте прием пищи приятным событием дня в теплом семейном кругу с красивой сервировкой.
  • Однако бывает и противоположная ситуация: мать, наоборот, не слишком настойчиво предлагает еду. Есть мнение: нужно предпринять от 8 до 15 ненавязчивых попыток, желательно в игровой форме, чтобы ребенок привык к незнакомой еде. Применяйте маленькие хитрости. Новые продукты ребенку предлагайте на выбор — например, из 2–3 блюд. Это поможет ему понять, что с его мнением в семье считаются. Заменяйте продукты. Попробуйте разные виды мяса — ребенок наверняка что-то да подберет для себя, ведь ему необходимо железо в легкоусвояемой форме, которое можно получить только из мясных продуктов. Добавляйте фарш в овощи. Используйте разные способы приготовления пищи.
  • Избирательный аппетит развивается у детей родителей, которые, используют еду в качестве награды или в виде шантажа: «Не съешь суп — не пойдешь гулять». Педиатры подчеркивают, что еда — источник пищевых веществ, топливо для организма, а не средство манипуляции.
  • Не следует кормить ребенка механически, когда он увлечен, допустим, игрой или просмотром фильма, — многие дети хорошо лопают под рекламу или за планшетом, совершенно не чувствуя вкуса еды, что в конечном итоге только снижает их аппетит.
  • Гораздо охотнее дети едят то, что было приготовлено вместе с ними, так что смелее вовлекайте их в кулинарный процесс. Превратите приготовление пищи в увлекательное совместное творчество, и вы увидите, как постепенно ребенок поменяет свое отношение к еде.
  • Если ребёнок не хочет принимать пищу, значит, он потратил недостаточно энергии и не успел проголодаться. Чтобы пробудить аппетит, нужно увеличить энергозатраты: гулять на свежем воздухе, кататься с горок или предложить занятия в спортивной секции. Чем больше дети тратят энергии, тем лучше у них аппетит.

Не забывайте также о том, что маленькие дети всегда подражают родителям, и если те в еде разборчивы, их чада будут перенимать эту привычку с младых ногтей.

Нарушение аппетита у детейОчень часто с таким «утверждением» родители обращаются к педиатру. Давайте разберемся в некоторых наиболее часто возникающих ситуациях. Желание поесть, т.е. аппетит – это один из базовых инстинктов свойственный человеку (ребенку).

Отсутствие аппетита – это ребенок не есть даже любимые блюда (конфеты, пицца, и т.д.).

А вот не ест суп, овощи — это избирательный аппетит. Очень часто приём пищи ребенок превращает в средство манипуляции родителями. Откуда же берёт начало эта «великолепно работающая тактика воспитания родителей»?

Всё начинается с 6 месячного возраста (введения прикорма).

Заботливые родители стараются дать малышу все, что нужно для роста и развития. Часто увлекаясь именно «малыш должен получить», упускают из виду как нужно кормить.

Ребенок растет и осваивает множество навыков, в том числе навык ЖЕВАТЬ. Да, да, да.

Этому тоже нужно учить. Именно поэтому длительное измельчение пищи вредно.

К году малыш должен научиться жевать. Поэтому чем ребенок старше, тем менее гомогенной консистенции должна быть еда. Должны попадаться кусочки крупнее. Причем, как правило, печенье дети едят с удовольствием и великолепно жуют, а вот овощи в супе – отказываются. И вот здесь родители сдаются – главное, чтобы поел!

Поэтому чтобы не допустить такую ситуацию, лучше, как можно раньше отказаться от использования блендера.

Следующая ловушка, в которую попадают родители – это отвлечь малыша от еды и быстро накормить. Речь о телевизоре, планшете, телефоне. Да – все эти «помощники» значительно облегчают жизнь взрослым и очень нравятся деткам, но……

Самый главный эффект, который в итоге вы получаете – это отвлекли ребенка от еды!

Для нормального пищеварения необходима готовность организма к приёму пищи: выработка ферментов, желчи, выделение их в кишечник, активация соляной кислоты в желудке и все эти процессы должны быть строго скоординированы. Отвечает за данные процессы и запускает их головной мозг – ощущаем запах еды, видим аппетитное блюдо.

Но когда мы видим только экран телевизора, а еда попадает в рот путём механических усилий мамы – мы имеем начало функциональных нарушений в работе ЖКТ.

Для того чтоб ребенок ел с аппетитом не забывайте, что должны быть соответствующие энергетические затраты. Больше бегать, прыгать, гулять на улице, для малышей – массаж. Одевайте ребенка для прогулки так, чтоб ему было легко двигаться. Не берите на прогулку коляску, когда малыш может ходить сам. Конечно же бывают ситуации, когда ребенок категорично отказывается от еды (даже любимые блюда), тогда речь идет о заболевании, и необходимо показать малыша педиатру.

Бывают ситуации, когда дети ввиду определенный особенностей здоровья едят мало и имеют дефицит массы тела, здесь к лечению основного заболевания обязательно добавляется лечебное питание, «малоежки». Что мы едим, когда и как – это те «кирпичики», из которых строится фундамент нашего ЗДОРОВЬЯ.

«Подарите» своим детям привычку здорового питания, здоровой жизни!

Нарушение аппетита у детей

Многие родители сталкиваются с отсутствием аппетита у детей. Рассмотрим несколько вариантов того, что стоит за этой жалобой, и пути решения проблемы.

1. Ребенок отказывается есть то, что ему предлагают, но остается голодным, предпочитая кусочничание обычным приемам пищи

Основная причина — избирательность аппетита. Ребенку может не нравиться то, как Вы готовите.

  • Попробуйте поиграть с рецептурой блюд — больше пряностей/меньше пряностей, больше соли/меньше соли
  • Откажитесь от перекусов между основными приемами пищи
  • Сформируйте четкий режим дня: завтрак, обед, ужин, полдник.

2. Ребенок отказывается от любой еды вовсе, не жалуется на голод

Основная причина — плохое самочувствие. Если ребенок болен, его аппетит снижается, а то и пропадает вовсе. Главное во время болезни — это питьё, едой можно пренебречь. Однако, полное отсутствие аппетита — это повод для осмотра педиатра.

3. Ребенок хочет есть, но не может. Начинает есть и останавливается

Основные причины — проблемы с состоянием ротовой полости, слишком высокая или низкая температура пищи, слишком соленая/острая/кислая/ горькая еда, нарушение глотания.

Решение проблемы — контроль за температурой и вкусом пищи, осмотр у педиатра (исключение заболеваний ротоглотки и пищевода)

4. Ребенок ест, но поперхивается и давится

Основные причины — нарушение дыхания (кашель, насморк, одышка), нарушение иннервации, инородное тело дыхательных путей или пищевода.

Решение проблемы — консультация педиатра.

И главное! Ребенок — это не автомат по поглощению еды. Даже младенцы не едят один и тот же объем пищи в течение дня. Поэтому, если ребенок бодр и весел, хоть и ест (как Вам кажется) мало, то всё хорошо, повода для беспокойства нет.

Нарушение аппетита у детей

Васильева Наталья Рашидовна
врач-педиатр

Немало огорчений и забот доставляет родителям плохой аппетит их ребенка, поскольку он является одним из показателей состояния здоровья малыша.

Сниженный аппетит бывает при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и почек, нервно-психических расстройствах, хронических инфекциях, в том числе при тонзиллите, гайморите, избыточном разрастании аденоидов, глистных инвазиях, гиповитаминозе. Нередко от еды отказываются дети «непоседы», с так называемым синдромом гиперреактивности. Во всех этих случаях восстановить аппетит можно только при лечении основного заболевания. Поэтому, если ребенок постоянно «не хочет есть», следует, сначала посоветоваться с лечащим врачом.

«Желание есть» (аппетит) тесно связано с уровнем глюкозы в крови, деятельностью органов пищеварения и центральной нервной системы. Чувство голода появляется при длительных перерывах между приемами пищи, которые приводят к снижению уровня сахара в сыворотке крови и рефлекторному сокоотделению в желудке; Выделение пищеварительных соков повышается в ответ на прием пищи, на него влияют также запах пищи, окружающая обстановка и настроение ребенка.
Возбуждению аппетита и улучшению усвоения пищи способствуют:

  • режим питания, обеспечивающий ритмичную работу органов пищеварения, своевременное и максимальное сооковыделение,
  • вкусно приготовленная еда и красиво сервированный стол,
  • хорошее настроение ребенка и готовность его к принятию пищи; самостоятельное пользование ложкой или вилкой.

Чтобы ребенок охотнее ел надо, по возможности, разнообразить меню, кормить его только в определенные часы и в спокойной обстановке, в чистом и проветренном помещении, не торопясь и ни в коем случае не заставляя его есть насильно. Все попытки развлечь малыша во время еды (картинки, сказки, игрушки и пр.) не способствуют улучшению у него аппетита, а лишь приучают есть, не замечая пищи.

Нередко сами родители являются виновниками того, что малыш отказывается от еды. Это свойственно большей частью семьям, где не соблюдают режим питания, в промежутках между основными кормлениями подкармливают ребенка мучными и кондитерскими изделиями, фруктами, излишне нагружают жидкостью, особенно соками. Плохо едят дети, которые мало бывают на воздухе, мало двигаются и от этого становятся вялыми.

Ребенок будет плохо кушать, если он переутомлен, если его посадить за стол разгоряченного подвижной игрой или расстроенного, «со слезами на глазах». Следует учитывать также температуру окружающей среды и тела малыша, поскольку при перегреве повышается жажда, а сокоотделение и аппетит уменьшаются. Поэтому настойчивое кормление детей в жару, в душном жарком помещении или во время лихорадки может вызвать у них тошноту и рвоту.

Наконец, необходимо учитывать, что на формирование аппетита могут влиять природные особенности организма, такие как характер обмена веществ, состояние пищеварительной, нервной и эндокринной систем и пр. Отказ малыша от определенных видов пищи, например молока, рыбы или фруктов, нередко носит семейный характер.

Вкусовые предпочтения ребенка складываются, как правило, под влиянием пищевого стереотипа семьи. Большое влияние на избирательность аппетита малыша оказывают вкусовые привычки семьи, например преимущественное употребление мясных блюд или гастрономических изделий, пристрастие к сладким и мучным изделиями и пр., а также социальные факторы, такие как материальное положение семьи и регион проживания.

Не следует заставлять ребенка есть продукты, от которых он категорически отказывается. В противном случае у него может сформироваться негативное отношение к обстановке, связанной с кормлением, возникнуть тошнота и рвота только при одном упоминании об еде.

К счастью вкусовые привычки детей со временем могут изменяться. Родителям же следует быть терпеливыми и проявлять кулинарную изобретательность.

Нарушение аппетита у детей

Наш эксперт – врач-диетолог, кандидат медицинских наук Иван Демидов.

Немногие родители могут похвастаться тем, что относятся к вопросу детской еды с философским спокойствием, рассуждая примерно так: мол, проголодается ребенок – поест, а если не ест – значит, не голоден.

Но большинство мам и пап и уж, конечно, практически все до единой бабушки единодушны: ребенка надо накормить любой ценой. Недаром же ходит шутка о том, что «бабушка – это единственный человек, которая любит тебя не только за то, что ты есть, но и за то, что ешь».

Когда я ем, я глух и нем

Вот и колдуют мамы и бабушки на кухне, стараясь изобрести для дорогого дитятки что-то повкуснее и посытнее. Да еще и украшают всевозможными способами. На это у них уходит много времени и сил. И, естественно, они потом очень расстраиваются, когда все их кулинарные шедевры ребенок отвергает. Накормить капризулю не помогают ни уговоры, ни сказки, ни песни и пляски.

Нарушение аппетита у детей

Но, увы, не все так радужно. Ведь еда перед экраном очень вредна.

  • Во‑первых, потому что во время просмотра малыш не может контролировать свой аппетит и, как правило, съедает больше, чем ему нужно. А это – прямой путь к лишнему весу.
  • Во‑вторых, следя за интересной историей, дети «забывают» жевать и стараются быстрее проглотить пищу, что ведет к плохому пищеварению и заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
  • В‑третьих, привычка есть и заниматься чем-то еще (например, смотреть мультики) вредит нервной системе. Так что эта хитрость решительно не подходит.

Волшебный вкус!

Но в арсенале у родителей есть еще ухищрения. Не хочет малыш есть обычный суп или овощное рагу, тогда они кидают в стряпню бульонный кубик – и простое блюдо в мгновение ока превращается в ароматное чудо. Стоит лишь его понюхать – и уже слюнки текут. А разок попробуешь – за уши не оттащишь. Что же это за секрет?

Да просто усилитель вкуса. Во многих современных продуктах, особенно в фаст­фуде, содержатся соли глутаминовой кислоты – глутаматы, в частности глутамат натрия (Е‑621).

Справедливости ради стоит сказать, что это – не совсем «химия», поскольку глутаминовая кислота содержится во многих натуральных продуктах: парном мясе, только что сорванных с грядки овощах, свежесобранных фруктах и ягодах…

Нарушение аппетита у детей

Многие дети, раз попробовав суп из пакетика с усилителем вкуса, воротят нос от домашнего борща и простого куриного бульона. Поэтому лучше им «усиленную» пищу не пробовать вовсе. Безопасное количество глутамата натрия для взрослых составляет не более 1,5 г в сутки или 0,5 г за один прием. Для подростков суточная доза не должна превышать 0,5 г. Ну а малышам такая еда, кроме вреда, ничего не принесет.

Секреты аппетита

Но что же все-таки делать, если малыш плохо ест? Попробуйте следующее:

  • Соблюдайте режим кормления. Кормите чадо каждые 3,5–4 часа.
  • Не давайте ребенку в перерывах между едой ничего, кроме обычной воды. А непосредственно до обеда или ужина лучше и жидкости не употреблять.
  • Сладости и фрукты можно давать только после еды, причем лучше приучить ребенка к тому, что есть конфеты можно только за столом, а не где придется.
  • Соблюдайте ритуал приема пищи. У малыша должно быть свое место за столом, своя посуда (в идеале ребенок должен сам ее выбрать по своему вкусу). Дети – большие консерваторы, они любят, когда все идет так, как они привыкли.
  • Не сажайте за стол возбужденного малыша. После активных игр почитайте 10 минут книжку, прежде чем приступать к еде.
  • Чтобы возбудить аппетит, перед трапезой ребенку можно дать небольшое количество легкого овощного салата или квашеной капусты. Или соленый огурец.

Нарушение аппетита у детей

Учтите психологию

Есть маленькие хитрости, которые учитывают психологию детей. Попробуйте применить их к своему ребенку.

  • Несколько дней подряд кормите на завтрак всех членов семьи, допустим, кашей, а ребенку давайте что-то другое. При этом скажите, что эта каша только для взрослых, дадим тебе, когда ты вырастешь. Ребенку наверняка захочется попробовать вкус «взрослой» жизни.
  • Вместо того чтобы впихивать в ребенка нелюбимый, но полезный продукт, замаскируйте его в еду, которую он ест охотно. Допустим, немного брокколи или творога спрячьте в кашу, крупу – в суп. Скорее всего, малыш не заметит подмены, а польза от такого «обмана» будет достигнута.
  • Если в семье несколько детей, попробуйте устроить соревнование: у кого раньше покажется картинка на дне тарелки, тот получит приз (конфету, например).

Когда в семье появляется маленький ребенок, перед родителями встает сложная задача: не просто вырастить и воспитать, но еще и привить малышу все необходимые навыки. Например, молодых родителей часто волнует вопрос о том, как научить ребенка жевать. Мы собрали для вас советы от известных российских и зарубежных педиатров, которые помогут найти оптимальное решение.

В чем трудности

Нарушение аппетита у детей

Для взрослых процесс пережевывания пищи кажется чем-то совершенно естественным. Но у ребенка есть только сосательный рефлекс, и даже жидкое пюре для него становится непривычной и незнакомой пищей. Кроме того, для этого же периода характерны другие рефлекторные реакции, благодаря которым отвергаются твердые кусочки пищи, попавшие в рот. Ослабевают они к 4 месяцам, но отлучать ребенка от груди в этом возрасте не нужно: материнское молоко «подстраивается» под потребности малыша, его состав меняется с течением времени.

Когда вводить первый прикорм

Именно в это время – в период от 4–6 месяцев. В зависимости от разных факторов это может быть монокомпонентное овощное пюре или безмолочная каша из одного злака. Стоит учитывать вес, рост, состояние пищеварительной системы и другие особенности здоровья ребенка.

Это важно!

Любую новую пищу нужно давать постепенно, с осторожностью: начинать с одной чайной ложки, а докармливать материнским молоком или смесью. В период прикорма нужно внимательно смотреть за состоянием ребенка и возможными аллергическими реакциями.

Как понять, что ребенок готов к твердой пище

Как правило, малыш сам дает понять, что он заинтересован в обновлении своего рациона. Это видно из его поведения:

  • Перестает сосать пищу с ложки, снимая её губами
  • Пытается пережевывать
  • Проявляет интерес к «взрослой» еде
  • Тянет в рот твердые предметы
  • Во время кормления широко открывает рот

Обычно это происходит не ранее 6-8 месяцев – именно тогда можно начинать давать ребенку каши и другие продукты с небольшими плотными частицами.

Как подобрать рацион для детей младшего возраста

  • В 6–7 месяцев допустимы крохотные частицы размером до 0,3 мм. Идеально подойдут перетертые овощи
  • В 8–9 месяцев в рацион можно добавить пищу с частицами до 1,5 мм. Это могут быть злаковые хлопья в составе каш, крохотные кусочки хорошо проваренных овощей
  • В 9–12 месяцев ребенок уже может справиться с пережевыванием пищи с кусочками до 3 мм.
  • В 1 год и далее нужно учить ребенка самостоятельно пережевывать твердую пищу

Частые ошибки

Нарушение аппетита у детей

Молодые родители могут непроизвольно допускать оплошности. Это нормально и не должно вызывать паники: первый ребенок — это всегда непросто. Если малыш отказывается от твердой пищи, есть несколько причин.

Слишком большой размер твердых частиц. У ребенка срабатывает защитный рефлекс, из-за которого он нередко выплевывает еду. А если кусок очень большой, у малыша может начаться рвота.

Прикорм начали вводить очень поздно. Некоторые «специалисты» и «опытные родственники» убеждают молодых мам, что кормить ребенка грудным молоком нужно до года, не давая ему другой пищи. Малыш привыкает к такому питанию, и жевательный рефлекс у него не формируется. Бояться не стоит, это сложно, но можно исправить.

Ребенку не нравится вкус. Да, он уже самостоятельная личность, у которой формируются собственные предпочтения. Так что малыш может запросто кушать брокколи и отказываться от печеной груши. Или наоборот. Не стоит насильно пичкать ребенка тем, что ему не нравится, или заставлять его доедать всю порцию.

Негативные ассоциации. Некоторые психологи считают, что отказ есть с ложки может быть вызван тем, что ребенок ассоциирует еду с лекарством (проявляется в случаях, когда малышу давали невкусные микстуры).

Слишком много новых продуктов. Не стоит пытаться вводить в рацион много разнообразной еды. Как пишет Эллин Сэттер в книге «Кормление и питание ребенка с любовью и здравым смыслом» лучше добавлять «страшные и незнакомые» блюда к тому, что ребенок уже любит, причем очень маленькими порциями.

Ребенка кормят, как взрослого . Лариса Суркова пишет в книге «Как здорово с ребенком от 1 до 3 лет: генератор полезных советов», не стоит отказывать малышу в тактильных ощущениях. Если он хочет мять еду, нюхать, размазывать по столу — дайте ему это сделать. В конце концов, стол можно застелить клеенкой (и пол, кстати, тоже).

Продукты под запретом

Чтобы избежать пищевой аллергии и проблем с пищеварением, ребенку, не достигшему четырехлетнего возраста, ни в коем случае нельзя давать:

  • леденцы, карамель, ирис
  • орехи и любые семечки
  • жесткие куски мяса
  • целый виноград
  • крупные куски твердых овощей и фруктов

Что делать, если ребенок не может есть твердые кусочки

Нарушение аппетита у детей

В некоторых случаях даже годовалый малыш не может пережевывать пищу и постоянно давится маленькими кусочками. Это значит, что жевательный рефлекс сформировался не до конца, и родителям придется действовать очень деликатно:

  • Готовить ребенку густые крем-супы и пюре, но оставлять при взбивании блендером несколько крохотных разваренных кусочков овощей
  • Позже овощи можно будет измельчать при помощи вилки, кусочки станут более крупными, но недостаточно твердыми, чтобы ребенок подавился
  • Наилучшего эффекта помогут добиться продукты, вкус которых нравится ребенку. Это могут быть печеные яблоки и груши, бананы, детское печенье
  • Еду нужно делать не только вкусной, но и красивой, чтобы она привлекала малыша

Если же в процессе обучения ребенок продолжает давиться и не способен глотать твердую пищу — это повод обратиться к врачу, который найдет причину проблемы.

Игровой процесс

Ребенка нужно заинтересовать. Игровой сюжет для приема пищи — это абсолютная норма. В процессе малышу можно рассказывать интересную историю, в которую он будет вовлечен. Хорошо известный всем «самолетик», летящий в «ангар», — реальный способ накормить ребенка без нервов и истерик. Однако важно понимать, что, если малыш начал отворачиваться, значит, он уже наелся. Докармливать его остатками пюре, даже если это единственная ложка, не нужно. Обучение малыша употреблению «взрослой», твердой пищи — действительно непростое занятие, требующее от родителей внимания и терпения. Помните, что вы помогаете своему ребенку сформировать один из самых важных навыков! На этом пути нужно стать малышу союзником. Кормление насильно вызовет отторжение. Обучить, пичкая невкусными пюре или заставляя доедать кашу, когда ребенок уже сыт, просто невозможно.

Ссылка на основную публикацию