Младенец кряхтит, сопит и хрюкает во сне? Рассказываем, почему это происходит

Младенец кряхтит, сопит и хрюкает во сне? Рассказываем, почему это происходит

«Младенцы действительно издают множество звуков», — подтверждает педиатр Рейчел Уэллетт. Они вообще могут быть невыносимо громкими с их бульканьем, храпом, свистом, икотой, кашлем, зевками, чиханием и кряхтением.

Новорожденные еще только учатся дышать в большом мире за пределами маминого живота, а потому этот процесс у них сопровождается самыми разными звуками — от умилительных до очень странных.

Абсолютно нормально, если ваш ребенок издает странные звуки во сне.

Однако если какие-то из них кажутся вам тревожными — не забудьте обсудить это с педиатром.

Неравномерно дышит

Уэллетт отмечает, что младенцы дышат носом, а частота их дыхания может сильно отличаться от частоты дыхания взрослых людей. Во время сна новорожденный может делать 30–40 вдохов в минуту, в то время как взрослые обычно делают всего 12–20 вдохов в минуту.

Не пугайтесь, если вы вдруг услышите несколько быстрых вдохов, а потом небольшую паузу перед тем, как ребенок снова начнет дышать — это совершенно нормально, и подавляющее большинство детей перестает так делать уже к шести месяцам.

Храпит, свистит и фыркает

Еще во время спокойного младенческого сна можно нередко услышать храп или свист. «Прерывистый свист может быть связан с узостью носового хода младенца, — объясняет Уэллетт. — Но чаще всего это связано с козявками».

Большинство детей появляются на свет с заложенным носом (немудрено — они провели в околоплодной жидкости целых девять месяцев), а потому фырканье, кашель и чихание помогают им избавиться от лишней слизи в дыхательных путях. Также младенческий храп нередко бывает связан со слишком маленьким размером ноздрей, и проходит по мере роста ребенка.

Кряхтит и тужится

Многие младенцы время от времени кряхтят во сне — это может говорить о пищеварительных процессах. «Большинство детей кряхтит, когда работает их пищеварительная система, и они учатся какать, писать и выпускать газы», — говорит Уэллет.

Кряхтение не всегда свидетельствует о запоре: «Даже если вы слышите, что они тужатся, это просто значит, что они пытаются разобраться в том, какие мышцы им надо напрягать для того, чтобы справиться с задачей».

Другие звуки, например причмокивания губами или сосание пальцев и рук, могут говорить о том, что ребенок голоден, и скоро проснется с плачем.

В большинстве случаев, если ребенок здоров, растет, набирает вес и развивает новые навыки в соответствии с возрастом, странное поведение во время сна не должно волновать его родителей.

Когда нужно обратиться к врачу?

Тревожными признаками являются: затрудненное или слишком частое дыхание, проблемы с кормлением и плохой набор веса, долгие приступы плача, которые невозможно успокоить.

Кряхтение также может быть симптомом проблем со здоровьем, если его ритмично слышно при каждом вдохе ребенка, если лицо и губы ребенка бледнеют, а также если создается ощущение, что каждый вдох дается ребенку с трудом. В перечисленных случаях следует обратиться к врачу.

Еще одна проблема, которая может быть связана с «музыкальным» детским сном (даже если врач подтвердил, что все эти звуки совершенно нормальны) — это плохой сон родителей. Молодым родителям бывает сложно заснуть даже в полной тишине, а если над ухом у них постоянно скрипит, кряхтит, сопит и шмыгает младенец, то это и вовсе рискует превратиться в невыполнимое задание.

Вариантов решения проблемы (кроме того как перетерпеть первый, самый беспокойный период жизни ребенка) несколько: например, вы можете отодвинуть кроватку чуть дальше от вашей кровати, спать рядом с ребенком посменно (в то время как другой родитель полноценно отдыхает в тишине) или использовать «белый шум», который поможет заглушить посторонние звуки.

Ещё почитать по теме

Ваш младенец все время орет и требует внимания? Это нормально!

Как понять, чего хочет ваш младенец, глядя ему в лицо

Как выжить после бессонной ночи с младенцем

Когда роды позади и в доме появляется новорожденный и по мере его роста иногда родители замечают различные нехарактерные признаки, которые сложно объяснить самостоятельно. К ним относятся кряхтение и хрюканье, а также другие проявления (ребенок тужится, во время сна или еды).

Иногда эти симптомы появляются сразу после рождения крохи, но могут и возникать значительно позже.

Что же означают эти «сигналы»? — необходимо разбираться в каждом конкретном случае, чтобы вовремя помочь малышу или успокоиться и не паниковать без причины.

Почему грудничок хрюкает

Причин появления этого симптома может быть несколько.

Одним из объяснений считаются: адаптация дыхательной системы малыша к новым условиям жизни и узкие носовые ходы у новорожденных детей с нежной и ранимой слизистой.

Носик у грудничков маленький, а вдыхаемый и выдыхаемый воздух часто не может проходить свободно. Поэтому любые, даже минимальные препятствия в виде сухих корочек или слизи вызывают хрюканье и кряхтения малыша.

Поэтому заботливым родителям сразу после рождения крохи нужно снизить до минимума затруднения носового дыхания грудничка.

Для этого нужно создать наиболее комфортные условия в помещении, где постоянно находится кроха, чтобы исключить развитие физиологического насморка.

Подробнее об этом состоянии и профилактическим мерам, которые способствуют уменьшить вероятность развития физиологического насморка.

Дополнительно необходимо помнить о влажной уборке не менее 1-2 раз в день в комнате грудничка и прогулки с крохой на свежем воздухе.

  • ежедневно чистить носик младенца;
  • промывать нос физиологическим раствором при сильно затрудненном носовом дыхании.

Кроме физиологических причин хрюканье у грудничка может возникать при заложенности носа, которая обусловлена:

  • врожденной аномалией носовых ходов — врожденным стридором;
  • искривлением носовой перегородки;
  • врожденным евстахиитом или лабиринтитом;
  • начальной стадией ринита.

При частой и постоянной заложенности носика малыша нужно обратиться за консультацией к педиатру и выяснить причину.

О причинах и особенностях заложенности носа у грудничка.

Почему грудничок кряхтит

Если новорожденный кряхтит, потягивается, но при этом не проявляет беспокойства – не стоит переживать и беспокоится. Таким образом, ребенок приспосабливается к новым условиям жизни: изменению позы, началу нового вида пищеварения с функционированием пищеварительного тракта.

Кроме этого кряхтение и натуживание может быть связано с незрелостью органов пищеварительной системы.

В большинстве случаев это обусловлено несформированностью анальной мышцы или ее недостаточной рефлекторной возбудимостью — постепенно это приходит в норму по мере роста малыша и созреванием всех органов и систем ребенка. Кроме этого мягкий стул крохи не может влиять на сфинктер прямой кишки.

Также к возможным причинам кряхтения грудничка относятся:

  • дисфункция кишечника с медленной эвакуацией пищи из желудка;
  • скопление газов в кишечнике малыша с развитием кишечных колик;
  • запоры или задержка стула;
  • лактазная недостаточность.

Все эти причины также связаны с дисбалансом пищеварительной системы и обусловлены ее функциональной незрелостью:

  • ферментативной недостаточностью;
  • нарушением перистальтики;
  • нестабильностью работы нервной системы (энцефалопатия и другие неврологические дисфункции на фоне хронической гипоксии).

Родителям нужно помнить, что любые изменения характера стула, его отсутствие более суток, которое сопровождается беспокойством, кряхтением, изменением аппетита малыша или отказом от еды являются необходимостью обратиться к участковому врачу-педиатру.

Самолечение затягивает патологический процесс и часто приводит к усугублению сбоев или развитию заболевания.

Неправильное или несвоевременное лечение грудничка может спровоцировать присоединение осложнений – бактериальной или вирусной инфекции:

  • стафилококк в кишечнике ;
  • дисбактериоз;
  • кандидоз;
  • множественные очаги воспаления или гнойной инфекции в организме.

Когда нужно срочно обратиться к врачу

Опасными симптомами, при появлении которых нужно обратиться к врачу — педиатру, если кроха часто кряхтит:

  • стойкое и прогрессирующее снижение веса;
  • отказ от еды;
  • обильные срыгивания , которые сопровождаются учащением стула;
  • сильная рвота («фонтаном»);
  • нестабильный стул – чередование запоров и поносов;
  • повышение температуры с изменением частоты или характера стула: зеленый стул, появление слизи, кровянистых включений или прожилок крови, черный стул (мелена);
  • выраженное беспокойство ребенка.

Необходимо внимательно относиться к новорожденному или грудничку, правильный уход за младенцем и своевременная консультация у врача – предотвратит большинство проблем и осложнений у грудничка.

Младенческая дисхезия или как ее смешно называют зарубежные врачи ‘grunting baby syndrome’ (синдром кряхтящего младенца) — довольно частая причина обращения к врачу в первые месяцы жизни ребенка.

Как выглядит это состояние?

Ребенок напрягается, кряхтит, краснеет от усилий, часто недовольно кричит перед отхождением стула. После стула ребенок снова отлично себя чувствует.

В отличии от младенческих колик беспокойство четко завязано по времени на стул.

Похоже на запор?

Похоже с первого взгляда… Но при запоре отходит плотный жесткий стул, а при младенческой дисхезии стул мягкий или даже жидкий.

Так почему же…?

Причина такого необычного поведения ребенка — неспособность младенца скоординировать усиленную работу мышц, которые создают внутрибрюшное давление, и мышц тазового дня, которые в это время должны расслабиться.

В итоге много усилий и минимум результата. Как и любой человек, у которого что-то не получается, младенец начинает злиться и ругаться. То есть ребенок плачет не от боли!

Дисхезия возникает в первые два-три месяца жизни и проходит самостоятельно по мере самообучения ребенка согласовывать работу мышц, отвечающих за отхождение стула. Никаких препаратов для ускорения самообучения нет.

Для уточнения диагноза нужен только осмотр врача (после сбора жалоб, конечно).

Если у врача диагноз не вызывает сомнения, родителям надо просто успокоиться и ждать.

Часто родители замечают, что при младенческой дисхезии можно искусственно простимулировать стул, раздражая анус газоотводной трубкой или наконечником клизмы, и это реально приносит быстрое облегчение ребенку.

Такой способ приемлем иногда, но не рекомендуется для регулярного использования большинством специалистов.

Причина нелюбви педиатров к этой стимуляции проста — мы боимся, что замедлится естественное созревание механизмов координации.

Младенец кряхтит, сопит и хрюкает во сне? Рассказываем, почему это происходит

19,800 просмотров всего, 21 просмотров сегодня

Когда встречаются двигательные и звуковые тики?

В последние годы, по данным Сарклиник, частота встречаемости тиков в популяции стала постоянно нарастать, и составляет в детском возрасте от 1,4 до 7,7% (в различных возрастных группах). Тики чаще наблюдаются у детей и подростков. Обычно первые признаки и симптомы тикообразных движений появляются в возрасте от 3 до 9 лет. При отсутствии правильного лечения они остаются в старшем возрасте, и тогда врачи их классифицируют, как тики у взрослых.

Виды тиков

Все тики делятся на моторные (двигательные) и вокальные (звуковые), простые и сложные. При моторных простых тиках, как правило, в тикообразном акте принимает участие какая-то одна группа мышц, а при сложных моторных — вовлечены несколько групп мышц. В зависимости от стадии заболевания, состояния нервной системы, времени года, умственной нагрузки, степени выраженности болезни у одного и тоже пациента могут отмечаться различные виды тиков, разные по силе и частоте. Вовлекаются различные группы мышц. Если в тики вовлечена одна группа мышц, то такие тики будут изолированными. Если в двигательный акт вовлечены несколько групп мышц, то такие тики будут генерализованными. Транзиторные тики имеют продолжительность от 4 до 12 месяцев. Хронические тики длятся, как правило, более одного года.

Простые вокальные тики

Что такое простые вокальные тики? Это произношение простых звуков. Свист, хрюканье, подкашливание, тявканье, поперхивание, цокание языком, покашливание, хмыканье, квакание, кашель, подхмыкивание, посвистывание — вот далеко не полный список вариантов. Чаще это небольшие по продолжительности звуки, могут сопровождаться двигательными тиками.

Сложные вокальные тики

К сложным вокальным тикам относится произношение простых слов, словосочетаний, фраз, предложений. Продолжительность их более длинная, чем у простых. Примером является эхолалия, при которой человек повторяет ранее услышанные слова или фразы. Копролалия сопровождается выкрикиванием или произношением бранных ругательных слов или фраз. Слова повторяются спонтанно без причинно-следственной связи с данными событиями.

Почему возникают?

Основные причины возникновения тиков – это наследственный фактор, аутоиммунные процессы, нарушение обмена допамина в головном мозге, органические поражения ГМ, стрессы, переживания, проблемы в семье, детский невроз, тревога, головные боли, усталость, игра на смартфоне, травмы головы или головного мозга, внутриутробная гипоксия, большая нагрузка в школе, неблагоприятная экологическая обстановка. Наследственный фактор имеет очень большое значение, но по наследству передается предрасположенность к тикам, а не сами тики. А первая клиника появляется при действии провоцирующих факторов. Например, постоянное сидение за компьютером, смартфоном, ноутбуком, планшетом может провоцировать развитие тикообразных движений. Или стресс, радость, смена обстановки могут способствовать появлению вокализмов.

Дифференециальная диагностика

Необходимо проводить дифференциальную диагностику между такими видами тиков, как синдром Жиль де Ля Туретта, нервный тик, миоклония (миоклонус), орофациальная дискинезия, баллизм, атетоз, блефароспазм, хорея, болезнь Паркинсона, тремор, ригидность, дистонии, гиперкинезия (дискинезия), эпилепсия, болезнь Галлервордена — Шпатца, шизофрения, торсионная дистония, пароксизмальные дискинезии, обсессивно-компульсивные расстройства (ОКР), нейроаканцитоз, синдром беспокойных ног.

Звуковые, вокальные, моторные, двигательные тики и синдром Жиль де Ля Туретта

Чаще при синдроме Туретта, который имеет второе название – болезнь Туретта, клиника начинается с моторных тиков (моргание глазом, наморщивание лба, вздрагивание, шмыганье носом, тик щекой, сжимание губ, шеей, плечом, закидывание головы, сгибание пальцев, позже всем туловищем, поворот кругом, копропраксия, «походка Майкла Джексона», ходьба спиной назад, подпрыгивание, раскачивание, поклоны), поэтому и постановка на первоначальном этапе правильно диагноза бывает затруднена. Через несколько месяцев или даже лет присоединяются звуковые тики. В медицинской практике Сарклиник также наблюдались клинические случаи, когда у детей отмечались вокальные тики, а двигательные были практически незаметны или мало выражены. Вокальные тики при синдроме Туретта разнообразны. Могут быть свит и посвистывание, фырканье, кашель и подкашливание, сопение, хрюканье и подхрюкивание, першение в горле и поперхивание, удушенные звуки, визг и визжание, взвизг и взвизгивание, шмыганье, кваканье и поквакивание, лай собаки, тявканье, любые отдельные звуки. При прогрессировании заболевания Туретта происходит выкрикивание слов, фраз, эхолалия, копролалия, скотолалия, появляются социально неадаптированные движения и действия, нанесения сильных ударов себе и окружающим. Двигательные и звуковые тикообразные движения нарастают, появляется аутоагрессия, палилалия (повторение последнего слова, которое произнесено самим пациентом). Ситуация становится катастрофической. Что делать? Куда обращаться? Где и как лечить?

Лечение двигательных и голосовых тиков в Саратове

Лечение тиков должно быть комплексным. Нужно учитывать виды тиков, стадию заболевания, индивидуальные особенности нервной системы пациента, социальную обстановку в семье. Обязательным является оптимизация режима дня, психологическая коррекция и тренинги, лекарственная терапия. Врач Сарклиник в течение многих лет Сарклиник успешно применяет аппаратные и неаппаратные методы лечения тиков. Проводится лечение
— голосовых тиков в Саратове;
— звуковых тиков в Саратове;
— двигательных тиков;
— моторных тиков;
— тикозных расстройств;
— клонических тиков;
— тонических тиков;
— дистонических, тонико-клонических тиков;
— турретизма;
— синдрома Туретта.

В результате терапии происходит улучшение в двигательной, эмоциональной сфере, проходят двигательные и звуковые тикообразные движения. Эффективность лечения зависит от индивидуальных особенностей ребенка, подростка или взрослого, степени выраженности симптомов на момент начала лечения, возраста пациента, интенсивности лечения. Лечение проводится амбулаторно, курсами. Ни в коем случае нельзя ругать детей, если Вы заметили какие-то из указанных нами выше симптомов, лучше обратитесь к врачу. И помните, что лечение тиков – это очень сложный процесс, который требует упорства, настойчивости и времени. Ребенку от Вас нужны забота, внимание, понимание и помощь! Не упрекайте ребенка и себя. Комплексное лечение даст положительные результаты. На сайте сарклиник Вы можете бесплатно задать онлайн вопрос доктору по Вашей проблеме.

Запись на консультации.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Сегодня мы поговорим о том, что, к сожалению, случается часто у детей первого года жизни — о черепно-мозговых травмах. Для детей наиболее травмоопасным считается возраст 3 — 4 мес., 1 — 1,5 года, 7 — 10 лет. С 3-х до 4-х месяцев младенец осваивает переворачивание с живота на спину, свое первое самостоятельное изменение положения тела в пространстве. В возрасте около 1 года малыш учится ходить, при этом часто теряет равновесие, ударясь о предметы и падая. На возраст от 7 до 10 лет приходится начало самостоятельной социальной жизни ребенка, когда он без сопровождения взрослых отправляется в школу, на прогулку и т.д.

Как уже говорилось, с 3-х до 4-х месяцев ребенок осваивает переворачивание со спины на живот. Перед тем, как начать переворачиваться, младенец тренируется, поворачивается то на один, то на другой бок, закидывает ножку, кряхтит, стараясь перевернуться, и в какой-то момент переворачивается.

Как правило, такая метаморфоза, является неожиданной для взрослых, ухаживающих за младенцем, т. к. они успели привыкнуть к образу послушно лежащего на спинке ребенка. Именно здесь нас подстерегает опасность. Стоит маме на секунду отвлечься, сделать шаг в сторону и ребенок падает. В 9 из 10 случаев дети падают с пеленальника, а так как самой тяжелой частью тела является голова, то падение происходит головой вниз.

По статистике, в младенческом возрасте падает с высоты около 40% детей, но, к счастью, природа позаботилась о малышах и наделила их «запасом прочности» в виде открытого родничка, мягких швов между костями черепа, большим внутричерепным пространством, поэтому только в 1,5% случаев падения с высоты имеют тяжелые последствия. Однако, как показывает практика, даже если все закончилось благополучно, ужас пережитого, чувство вины надолго поселяется в сердце матери.

Как не допустить падения?

Начиная с 3-х месячного возраста ни на секунду не оставляйте ребенка без присмотра на высоте; если Вам необходимо отойти, либо берите малыша на руки, либо кладите в кроватку.

Когда ребенок освоил переворачивания, переодевая его, придерживайте туловище, старайтесь, чтобы голова ребенка находилась подальше от края пеленальника.

Что делать если ребенок упал?

Постараться не паниковать, взять ребенка на руки, успокоить, вызвать бригаду скорой помощи.

По стандартам оказания неотложной помощи, каждый ребенок с травмой головы должен быть госпитализирован. Обычно это происходит так: машина скорой помощи доставляет малыша вместе с мамой в приемный покой специализированной больницы, где дежурный нейрохирург осматривает ребенка, проводит ультразвуковое исследование мозга, рентгенографию костей черепа. Если состояние малыша не вызывает опасений и при обследовании не выявлено ничего плохого, маму с ребенком могут отпустить домой под наблюдение невролога по месту жительства.

Если при осмотре малыш непрерывно плачет, или, наоборот, вялый, или есть слабость в ручке или ножке и малыш не может ими двигать, или была повторная рвота, или выявлены изменения при ультразвуковом исследовании и на рентгенограмме, тогда ребенок остается в больнице и получает лечение в соответствии со степенью черепно-мозговой травмы.

В лечении используются лекарственные препараты, уменьшающие отек ткани мозга, улучшающие кровоток и обменные процессы в нервной ткани.

Грозным осложнением черепно-мозговой травмы может стать внутримозговая гематома, когда кровь из поврежденных сосудов изливается в полость черепа, что неизбежно приводит к сдавлению мозга. В такой ситуации требуется срочная операция для удаления гематомы.

Когда состояние ребенка становится стабильным, его выписывают домой под наблюдение врача-невролога.

Какими могут быть последствия травмы?

В большинстве случаев, как уже говорилось, падения младенцев заканчиваются благополучно и никак не отражаются на развитии ребенка. В 15% случаев развивается церебрастенический синдром, когда ребенок часто капризничает, быстро устает, плохо прибавляет в весе и росте. Это состояние, без лечения, может продолжаться несколько месяцев, и, зачастую, вызывает задержку в развитии.

Такие тяжелые заболевания как посттравматическая эпилепсия, умственная отсталость, церебральный паралич формируются в результате травмы мозга, примерно, в 1,5% случаев. Все пациенты, имеющие такой диагноз, приравниваются к инвалидам, им необходимо комплексное реабилитационное лечение и наблюдение специалистами многие годы, но, даже используя самые современные методы лечения, полностью избавиться от дефекта не удается.

Чтобы избежать неприятных последствий, не теряйте бдительности, особенно, если возраст Вашего ребенка приближается к 3 месяцам.

За мышечный тонус отвечает головной и спинной мозг. В младенчестве от правильности тонуса напрямую зависят возможности развития у ребенка двигательных навыков, правильность работы внутренних органов и формирования скелета.

Нарушение тонуса может являться симптомом серьёзных неврологических заболеваний. Именно поэтому при его выявлении важно как можно скорее начать лечение.

Симптомы нарушения тонуса мышц

Различают следующие виды нарушений: гипертонус , гипотонус и дистонус .

Гипертонус – слишком сильное, чрезмерное напряжение мышц. Его признаки:

  • ручки и ножки малыша плотно прижаты к телу, кулачки сжаты;
  • частый плач;
  • вздрагивание и плач при резком шуме или свете;
  • нарушения сна (малышу трудно заснуть, периоды сна очень короткие);
  • во время сна головка малыша запрокинута, а спина выгнута;
  • с первых недель жизни ребёнок может держать голову;
  • обильные срыгивания после каждого кормления;
  • дрожание подбородка;
  • сильное напряжение мышц и выгибание тела во время плача;
  • ходьба на носочках;
  • перекрещенное положение ножек.

Гипотонус – слабость и вялость мышц. Основные симптомы:

  • низкая активность и длительные периоды сна;
  • вялое сосание груди или отказ от еды;
  • во время сна руки и ноги малыша выпрямлены, ладошки раскрыты;
  • малышу сложно осваивать двигательные навыки (держать голову, переворачиваться на живот, хватать предметы, сидеть, ходить).

Дистонус – сочетание повышенного, сниженного и нормального тонуса в разных частях тела. Неравномерное распределение тонуса имеет следующие признаки:

  • повышенное напряжение одних мышц при расслабленности других;
  • разворот кистей рук или стоп наружу или вовнутрь;
  • ходьба на носочках или на всей плоскости стопы («косолапость»);
  • сложности в освоении двигательных навыков.

Младенец кряхтит, сопит и хрюкает во сне? Рассказываем, почему это происходитСамыми распространенными нарушениями эмоционально-поведенческой сферы детей в раннем возрасте являются агрессия и истерики.

Детская истерика — состояние бурного выхода неконтролируемых эмоций, неадекватное поведение ребенка проявляющееся когда ребёнок не получает того, что хочет.

Агрессия — разрушительное поведение, противоречащее принятым нормам и правилам в обществе, приносящее физический или моральный вред людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Основными причинами истерик и агрессивного поведения детей могут быть:

  • негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие, в результате чего ребенок испытывает недостаток родительского внимания);
  • терпимость членов семьи к проявлению агрессивного поведения ребенка по отношению к другим детям и взрослым (т.е., поощрение такого поведения);
  • суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);
  • ограничение самостоятельности ребенка;
  • авторитарное поведение родителей, когда они стремятся полностью контролировать ребенка;
  • чрезмерно уступчивое поведение родителей;
  • индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).

Внешне истерика проявляется в том, что ребенок кричит, кидает всё, что попадается ему под руку, топает ногами, размахивает беспорядочно руками, рыдает, всхлипывает, бьется головой о стену, бросается на землю, брыкается, дерется и пинается.

К внешним же проявлениям агрессии можно отнести, когда ребенок нападает на других детей и взрослых, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т.е. становится “грозой” всего коллектива. Это ершистый, драчливый и грубый ребёнок.

Истерики могут начинаться в 9 месяцев, чаще в полтора года. В возрасте до трех лет у малыша, как правило, часто не получается контролировать свои эмоции, к тому же у него не настолько хорошо развита речь, чтобы он мог выразить переполняющие его чувства или желания.

По мере взросления ребёнка, знания его об окружающей действительности расширяются, и он реже прибегает к этому испытанному поведению протеста.

Причинами детской истерики и агрессии могут стать:

  1. Неврологические особенности.
  2. Ошибки в воспитании: непоследовательность, авторитарность, гиперопека или отстранение.
  3. Утомление, недосыпание, чувство голода.
  4. Состояние во время или после болезни.

Почему же это происходит?

Во-первых, это стремление добиться чего-то желаемого или обратить на себя внимание, проверка границ дозволенного. Во-вторых, неспособность выразить словами свои чувства, желания или потребности. В третьих желание подражать взрослым или сверстникам. В четвертых ребенок отрывается от интересного занятия ради неинтересного. И в пятых не может скоординировать тело и мысли, чтобы сделать нечто новое, чему хочет научиться.

Можно выделить два типа истерик:

  • Истерика характера. Её цель — разрядить эмоциональное напряжение.
  • Цель манипулятивной истерики состоит в том, чтобы управлять другими людьми.

Каждая истерика начинается со стадии крика — ребёнок истошно кричит, ничего не требуя и никого не видя вокруг. Затем наступает стадия двигательного возбуждения — начинает кидать всё, что попадается ему под руку, а если ничего нет, просто топает ногами и размахивает беспорядочно руками. Заканчивается всё стадией рыданий — ребёнок рыдает, всхлипывает и смотрит страдающим взглядом.

Из многочисленных видов агрессии в детском возрасте чаще всего встречаются:

  • физическая — использование физической силы против кого-либо или чего-либо;
  • вербальная (словесная) — проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой, оскорбительной для собеседника форме;
  • аутоагрессия — агрессия, направленная на себя, проявляющаяся в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Дети от рождения до 3 лет, как правило, проявляют аутоагрессию непроизвольно в тех ситуациях, когда родители что-либо им запрещают (например, бить и обижать другого). Малыш не знает, как можно по-другому отреагировать на свои отрицательные переживания, поэтому в случае запрета: «Не отбирай лопатку у Миши!», малыш замахивается на мать, а когда та выражает неудовольствие, начинает колотить себя. Дети до 3 лет не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции.

Что же делать?

  • Обнять малыша, поговорить с ним спокойным, доброжелательным голосом, переключая внимание на другой объект. Не ждать, что он успокоится сам.
  • Найти компромиссное решение в конфликтной ситуации со сверстником. «Смотри у Миши лопата, а у тебя красивая машина! Вы вместе будете строители. Твоя машина — главная, она везет строительный материал. Вы сейчас построите большой дом». Дети обычно с удовольствием включаются в игру.
  • Больше гулять с ребенком, пусть он активно двигается, узнает новое, пробует и экспериментирует. Нужно переводить отрицательную энергию в позитивное русло.
  • Не заострять внимание на аутоагрессивных действиях, не обсуждать их с ребенком.

Таким образом можно сделать вывод о том, что склонны к сильным детским истерикам и агрессии в основном дети со слабым и неуравновешенным типом нервной системы. Они впечатлительны, сложно адаптируются, теряют контроль над своим поведением. Эти дети легко возбудимы, добившись своего, используют скандалы постоянно. У детей до года истерики могут выражаться в приступах длительного истошного плача, возникающего даже при малейшей погрешности в уходе.

Младенец кряхтит, сопит и хрюкает во сне? Рассказываем, почему это происходитВо время истерики:

  1. Не спорьте с ребенком, который все равно ничего не понимает.
  2. Не кричите, поскольку ваш гнев может только усугубить гнев ребёнка. Повышая голос и выходя из себя, вы как бы признаете правильность его метода.
  3. Научите его справляться с яростью, гневом и раздражением
  4. Не давайте ему возможности почувствовать себя как наказанным, так и поощренным за устроенную истерику. Сам факт скандала не должен что-либо менять.
  5. Не позволяйте детским скандалам, случающимся в общественных местах, вызывать в вас чувство стыда и неловкости перед окружающими.

И самое главное: научитесь сами освобождаться от гнева!

Если мы будем помнить, что за любыми вспышками ярости или гнева у детей скрывается боль, обида или разочарование, то нам будет легче справиться со своей агрессивностью, удержать свои негативные эмоции для того, чтобы понять своего ребенка и помочь ему.

Если дети во сне задерживают дыхание – это не может не насторожить родителей. Статистика показывает, что с этим сталкивается более 17% ребят. При такой ситуации, не высыпающиеся также и их родители.

Безусловно, здесь важно вовремя принять меры, дабы не допустить отставания в развитии малыша.

Родителям на заметку!

Нормативы допустимой частоты дыхания: для новорожденных – от 39 до 62 вдохов в течение 1-й минуты, в один-два месяца – 33–48, у трехлетних детей – 27–36, до 9-ти лет – от 23–32, до 12-ти лет – 17–21.

Источники расстройств сна

Сразу следует отметить, что чаще всего периодическое дыхание появляться у младенцев, которым еще нет полугода. Для таких крох это вполне нормально. Вмешательства врачей здесь не требуется, даже если до 7-8 процентов ночного времени приходиться на паузы. В случае с апноэ сна лечить его надо незамедлительно.

Что же касается более взрослых детей, то дыхание в неравномерном режиме может появиться в таких ситуациях:

  • Недостаток кислорода, когда возможна синюшность конечностей, а также кожи тела и вокруг рта. Этим обычно страдают годовалые дети и младше. Картина такая: кроха хватает воздух ртом, ему сложно вдохнуть полноценно.
  • Заболевания инфекционной этиологии. У детей еще добавляется и свист, и сильный храп, и даже бульканье. Если присутствуют воспалительные процессы в легких, то часто увеличивается ритм вдохов-выдохов.
  • Повышенные показатели температуры тела: сбивается ритм, присутствует одышка, которая может быть и при сердечных проблемах.
  • Бронхит с обструкцией и круп, что называют ложным. Также сбивается ритмичность, появляется шумный и громкий выдох, ребенок кашляет.

Младенец кряхтит, сопит и хрюкает во сне? Рассказываем, почему это происходит

Кроме того, основанием для расстройств дыхания могут быть аденоиды и ожирение, сахарный диабет и нервные заболевания, наследственность и родовые травмы.

Виды дыхательных расстройств

  • Остановка дыхания внезапно — это указывает на цианоидный тип расстройства. В таких ситуациях быстро распространяется синюшность.
  • Второй тип менее заметен для родителей, ибо он вызывает только бледность, так как от кожи оттекает кровь, но может грозить ребенку потерей сознания и судорогами.

Стратегия лечения

После комплексного обследования ребенка разрабатывается терапевтическая программа. С учетом тяжести нарушений часто применяются такие технологии:

  • Промывание ходов носа и назначение специальных препаратов.
  • Создание положительного давление на постоянной основе в воздухоносных путях, чтобы воздушный поток непрерывно подавался в организм. Такая СИПАП-методика безопасна для детей.
  • Удаление миндалин, то есть аденотонсиллектомия, применяется при патологии и заболеваниях ЛОР-органов.
  • Терапия позиционного типа, то есть лечение посредством изменения положения тела.
  • Лечение хирургическим путем, на медицинском языке это увулопалатофарингопластия. Ее цель — расширение дыхательных путей, когда мягкие ткани частично удаляются.

Профилактические меры

Чтобы задержки дыхания предотвратить, важно соблюдать такие правила:

  • Помещение нуждается в регулярном проветривании.
  • Очень важно простудные заболевания долечивать до конца.
  • На плановых осмотрах сообщите педиатру нюансы самочувствия ребенка, а также детально расскажите о его жалобах. Если понадобится, врач выпишет направление на допплерометрию.

Помните, что правильно оценить состояния воздухоносных путей, сосудов и сердца под силу только доктору.

Довольно часто на приеме у детского невролога родители жалуются на импульсивность, эмоциональную лабильность ребёнка, эпизодах «заходящегося плача» во время сильной истерики. Преимущественно, это дети 2-ого года жизни, хотя подобные приступы отмечаются у малышей с 6 месяцев до 3 лет.

Как это происходит?

Ребёнок на высоте плача замирает на вдохе с широко открытым ртом, носогубный треугольник синеет. Затем, малыш «обмякает как тряпочка» или вытягивается в струну, если время задержки дыхания затянулось. Обычно это длится 30 – 60 секунд, но для родителей это время кажется вечностью.

Подобные приступы называются аффективно-респираторными пароксизмами‼ Чаще всего, они провоцируются испугом, перевозбуждением, недовольством, обидой. Немаловажную роль играет поведение родителей и общая атмосфера в доме.

Как помочь ребёнку во время приступа!?

✅ Не впадать в панику, перестать суетиться, взять ребёнка на руки. Помните, что кратковременная задержка дыхания не может навредить его здоровью.

✅ Попытаться рефлекторно восстановить дыхание: слегка похлопать по щекам, помассировать ушные раковины, побрызгать водой в лицо, в общем, нужно попытаться отвлечь.

✅ Не отвлекайтесь на собственные эмоции, действуйте сразу вначале приступа, тогда его легче остановить.

✅ После инцидента не акцентируйте внимание на произошедшем. Переключите внимание ребёнка на что-либо другое.

Родителям важно понимать, что их задача – научить малыша контролировать свои эмоции. Не нужно потакать всем прихотям своего маленького «царя», не стоит пытаться постоянно оберегать его от негативных эмоций.

Ограничьте гаджеты, мультфильмы, ведь это дополнительный раздражитель для детского мозга. А зависимость формируется очень быстро.

Мнение, что подобный пароксизм переходит в эпилепсию — ошибочно. Обследования, как правило, не выявляют никаких отклонений. Специального лечения при аффективно-респираторных пароксизмах не требуется. Однако, иногда приходится прибегать к лечению успокоительными препаратами. Но, как правило, с возрастом АРП проходит самостоятельно.

Берегите деток, будьте здоровы.

Ческидова Инна Иннокентьевна. Врач-невролог.

Ссылка на основную публикацию