Когда ребенок начинает понимать речь

Когда ребенок начинает понимать речьВ отличие от животных, люди обладают второй сигнальной системой. Это значит, что человеческий мозг может реагировать не только на звуки, но и устанавливать связи между ними и предметами (действиями), на слова, которые эти звуки заменяют.

Как дети слышат слова взрослых

Малыши с раннего детства так или иначе реагируют на слова окружающих. Например, если сопровождать какое-либо действие определенным словом, то девятимесячный ребенок «выучит» его. Например, при фразе «дай кубик» выполнит соответствующее действие, если ранее взрослый совершал такое же движение, приговаривая именно эти слова. В этом возрасте дети соотносят слова только с совершенно конкретным предметом. Если кубик окажется другого цвета или размера, то ребенок его не возьмет, поскольку не соотносит слово «кубик» с предметами кубической формы вообще.

В 12 — 18 месяцев

Ближе к году, если правильно воспитывать и развивать малыша, появляются характерные раздражители второй сигнальной системы:

  • обобщение;
  • отвлечение.

Ребенок начинает понимать, что одно и то же слово может обозначать предметы, разные по форме, размеру и цвету, но имеющие одинаковое назначение. То есть если мама попросит показать кису, то малыш укажет и на домашнее животное, и на картинку с изображением кошки, и на плюшевую игрушку. Для него слово уже оторвется от строго конкретного предмета (отвлечение), и будет обозначать его вообще на основе наиболее важных признаков (обобщение).

Это свидетельствует о том, что начала работать вторая сигнальная система. Фундаментом для нее является первая сигнальная система, значительный чувственный опыт, запас словесных обозначений, который ребенок накопил в первый год жизни. Чем больше впечатлений он получил, тем лучше проходит этот процесс.

От 1,5 до 2 лет

В этом возрасте активно развивается сенсорная речь. Голос и речь взрослого вообще являются сильным раздражителем для малыша с первых дней жизни и вызывает в основном у него приятные впечатления. Ласково разговаривая с ребенком, мать его кормит, переодевает, успокаивает. Подрастая, дети получают удовольствие от того, что родители с ними играют и общаются.

До двух лет речь взрослого помогает ребенку ориентироваться. Когда родители проговаривают свои действия, у малыша повышается интерес к ним, он лучше сосредотачивается, и все больше звуков и их сочетаний приобретает для него смысл, расширяется словарь. В результате он испытывает больше удовлетворения от общения со взрослыми.

Как видно, в течение длительного времени, почти до 1 года, ребенок в общем-то безразличен к значению слова. Затем, в 10-12 месяцев, по мере созревания мозговых структур, когда малыш накопил большой чувственный опыт, он уверенно реагирует на знакомое слово, независимо от контекста ситуации.

Чем больше разных связей он установил между предметом (действием) и словом, тем скорее он его запоминает. Специалисты рекомендуют давать ребенку все потрогать ручками, самому выполнить то или иное движение, поскольку тактильные связи формируются быстрее. Если ребенок просто слышит слово или видит в руках взрослого называемый предмет, связи устанавливаются медленнее.

Как ребенок до 1 года понимает речь взрослого?

Во время первого года жизни у ребенка закладываются важные предпосылки и условия речи, хотя ее овладения еще нет. Этот период называется довербальным.

  • Ребенок учится пониманию речи, то есть происходит развитие речевого слуха и пассивной речи.
  • Малыш учится произносить отдельные звуки и их сочетания. Развивается речевая вокализация, которая является предшественницей собственной активной речи.

Дети с рождения по-особенному относятся к звукам речи взрослых, обычно обращенная речь вызывает ответное оживление. В 3-5 месяцев они различают звуки речи и звуки, издаваемые предметами (игрушками, музыкальными инструментами). После 6 месяцев малыши могут уже дифференцировать сами речевые звуки по их тембру и тональности. Это очень важный момент, так как именно эти два компонента несут определенную смысловую нагрузку.

Важнейшее условие для овладения речью именно как средством человеческого общения – развитый фонематический слух. Благодаря ему мозг различает тончайшие оттенки звуков и фонем, что особенно важно, если изменение звуковой единицы влияет на смысл слова (например, «мак – рак»). Активное его развитие происходит в период 6-12 месяцев. К своему первому дню рождения ребенок начинает различать много слов из речи взрослых, понимая их значение.

  • Например, в 6-7 месяцев малыш при назывании предмета может находить его взглядом, поворачивая голову в ту сторону, где находится вещь.
  • Через месяц он в состоянии найти предмет при назывании в любом месте. Кроме того, по просьбе взрослого он выполняет простые действия, играет в ладушки, машет ручкой и т. д.
  • В 9-10 месяцев дети, услышав знакомые слова, находят взглядом уже несколько предметов, реагируют на свое имя поворотом головы, дают игрушку, которую у них в руках («дай»), приносят, если видят ее рядом с собой.
  • К 12 месяцам дети понимают слово «нельзя», если родители, останавливая некоторые нежелательные действия, произносят его всегда со строгой интонацией. Таким образом, можно через речь корректировать поведение малыша.

Что касается речевых вокализаций, то они могут появиться рано, еще до 6 месяцев. Это могут быть громкие эмоциональные вскрики, гуканье (короткие согласные), гуление (протяжные гласные звуки). Более-менее четкие звуки, которые называются лепетом, появляются позже, в 6-7 месяцев. Лепет к году превращается в длинные тирады, имеющие определенную интонацию, такое «говорение» всегда обращено к взрослому. Постепенно оно превращается в отдельные простые слова. Обычно у годовалых малышей наблюдается около 10 слов, которые имеют конкретный смысл («мама», «баба», дай»)

Как помочь ребенку научиться понимать речь?

  • Старайтесь, чтобы ребенок получил в течение первого года жизни как можно больше тактильных, визуальных и звуковых впечатлений. Важно, чтобы звуки были реальными, а не синтезированными игрушкой или аудиозаписью. Помните, телевизор не заменяет живого общения.
  • Как можно чаще разговаривайте с ребенком ласковым спокойным голосом, тщательно следите за соблюдением грамматических норм в своей речи, правильным произношением. Слова и фразы ни в коем случае не должны быть случайными.
  • Развивайте разные стороны речи. Рассматривайте вместе картинки, читайте малышу стихи и сказки, пойте ему песенки. Играя или занимаясь повседневными делами, неторопливо проговаривайте свои действия.

Самое главное – обеспечьте спокойную обстановку в квартире, ведь шум и крик мешают ребенку правильно воспринимать звуки и различать их.

Дата публикации: 18.05.2020. Последнее изменение: 04.11.2020.

Поделиться:

Большинство людей думает, что резиновый молоточек, которым размахивает невролог, помогает ему определить, что не так с пациентом. Но на самом деле большое количество информации доктор получает, просто взглянув на ребёнка. Предлагаю поговорить про видимые признаки, которые позволяют доктору предположить диагноз.

Важно: приведённые ниже данные носят исключительно ознакомительный характер. Ни в коем случае не пытайтесь самостоятельно «поставить диагноз» ребёнку и тем более не начинайте самовольное медикаментозное лечение. Это может быть очень опасно для вашего малыша. Статья призвана помочь распознать тревожные симптомы, чтобы вовремя обратиться за квалифицированной медицинской помощью.

Начинаем сверху

Неврологи всегда обращают пристальное внимание на окружность головы. Приблизительные идеальные цифры описаны в разных таблицах, но чаще всего врачи оценивают «на глазок»:

— дети с неестественно маленькой головой для своего возраста сразу же вызывают подозрение. Окружность с возрастом должна увеличиваться – это непреложный закон;

— хуже, когда голова растёт слишком быстро. Тогда доктор может задуматься о гидроцефалии – скоплении жидкости в полостях мозга и пространствах вокруг него;

— немало информации даёт и форма головы. Существует грозная болезнь – краниостеноз, при которой швы черепа закрываются очень рано. Тогда рост головы прекращается и форма сильно изменяется;

— иногда по одним только увеличенным теменным буграм можно заподозрить рахит и начать обследовать малыша;

— с первого взгляда опытный доктор может увидеть косоглазие. Проверить его нетрудно, достаточно обратить внимание ребёнка на источник света перед собой. При истинном косоглазии отражение фонарика будет находится не по центру зрачка;

— иногда при плаче у некоторых детей возникает сильная асимметрия лица. Например, край рта не опускается вниз. Чаще всего так выглядит недоразвитие опускающей мышцы;

— случается, что на осмотр приносят ребёнка, у которого постоянно открыт рот. В этих случаях разумно посетить не невролога, а отоларинголога, и исключить увеличение аденоидов;

— даже беглый взгляд позволяет оценить тонус мышц и наличие кривошеи. Напомню, что малыши до трёх месяцев имеют повышенный тонус и поджимают руки и ноги, затем тонус выравнивается. Проявления в виде совсем низкого тонуса (распластанный ребёнок) или скованности должны заставить доктора насторожиться. Кривошея обычно хорошо заметна до трёх месяцев в том случае, если она связана с привычным положением головы. Переживать по этому поводу не стоит, достаточно чаще выкладывать ребёнка на живот и побуждать повернуть голову в нелюбимую сторону, например, заинтересовать чем-то, что там находится.

Спускаемся ниже

Огромное значение имеет поиск пятен и уплотнений. Малыши с большими красно-бурыми пятнами на лице или пятнами цвета «кофе с молоком» на теле должны наблюдаться у невролога.

Также пристальное внимание нужно уделить поясничной области. Зоны интенсивного роста волос, пятна, гемангиомы ( доброкачественные опухоли из эпителиальных клеток – прим.ред. ), уплотнения, глубокие впадины могут говорить о возможной аномалии развития позвоночника (spina bifida).

Иногда родители обращают внимание на резкое изменение цвета кожи. Порой она становится мраморной, иногда синеют кончики пальцев. В большинстве случаев такие изменения являются вариантом нормы и проходят со временем.

В области живота можно заметить выпячивание пупка, которое при внимательном осмотре оказывается пупочной грыжей.

Обязательно нужно осматривать половые органы ребёнка. Знаю случаи, когда родители только спустя полгода замечали, что у мальчика нет одного яичка в мошонке.

Часто родители переживают по поводу складок в области ягодиц, связывая их асимметрию с дисплазией тазобедренных суставов. Этот признак нельзя воспринимать всерьёз, ведь он часто встречается у малышей без ортопедических проблем. А для подтверждения диагноза есть другие надёжные способы.

Все перечисленные особенности я всегда проверяю во время приёма. Конечно же, существуют и другие знаки, которые могут говорить о какой-либо болезни. Но их увидит только специалист. Или, напротив, они настолько явные, что заметит их любой.

Будьте здоровы и берегите здоровье ваших родных!

Данияр Жураев, детский невролог.

Когда ребенок начинает понимать речь

Освещая тему грудного вскармливания невозможно обойти стороной такое понятие, как режим кормления. Всем мамам известно, что современные врачи рекомендуют кормить ребенка по требованию. Однако что это значит, каждая женщина понимает по-своему. Одни мамы считают, что по требованию — это кормить 1 раз в 3 часа, другие уверены, что по требованию означает кормление по каждому шороху и т. д. Попробуем разобраться в этой нелегкой теме.

Если кормление рассматривать как акт питания, то «по требованию» означает кормить тогда, когда ребенок начинает хотеть кушать. Если ребенок сильно кричит — это значит, мама упустила нужный момент кормления и малыш хочет кушать уже длительное время.

Признаки голода

Ранние признаки голода:

1. У ребенка повышается активность — малыш просыпается, шевелится.

2. Совершаются поисковые движения — ребенок крутит головой вправо-влево, ища ртом грудь.

3. Появляются различные звуки, причмокивания.

4. Малыш подносит ручки ко рту, сосет кулак.

Если мама игнорирует данные проявления, малышу ничего другого не остается, как истошно кричать. Крик младенца в данном случае будет сигналом для родителей, говорящим о том, что ребенку уже давно нужно было покушать.

В случае, если младенец плачет, но никаких признаков голода до этого не было заметно, то вполне вероятно, что малыш плачет по другому поводу — из-за грязного подгузника, слишком высокой или низкой температуры воздуха в помещении, боли в животике, потребности во сне и т. д. А может он просто соскучился по маме и хочет к ней на ручки.

Поэтому лучше сначала проверить, а нет ли иных причин для плача? Внимание! Все описанное относится исключительно к подросшим детям.

Как быть с новорожденными малышами?

У новорожденных младенцев еще нет сформированного чувства голода. Такие малыши пребывают в состоянии дискомфорта. За 9 месяцев внутриутробного развития они привыкли жить в спокойном и теплом мамином животе. После чего наш мир кажется им слишком громким, слишком ярким, слишком шумным и холодным. Единственное, что может уменьшить этот дискомфорт — вкус маминого молока и запах смазки, вырабатываемой железами на ареоле сосков. Такие вкусы и запахи напоминают малышам амниотическую жидкость, которую они заглатывали, находясь в утробе.

Именно поэтому кормление младенцев в первый месяц жизни — это и есть прикладывание к груди по каждому писку. И совершенно неважно как часто это происходит — раз в 5 минут или спустя 2 часа после предыдущего кормления. И тот, и другой вариант абсолютно нормальны.

Грудное вскармливание — это не только прием пищи, это важная психоэмоциональная связь мамы и малыша. Это гарант спокойствия и благополучия ребенка. Желательно кормить так часто и с такой длительностью, которые необходимы именно вам и вашему ребенку. Иногда малыш хочет кушать чаще и у груди находится меньше; иногда реже, но у груди дольше. И то, и другое является нормой. И вас не должны смущать мнения бабушек/подруг/соседей. Только вы, как мама, можете научиться понимать своего ребенка и правильно воспринимать его сигналы о готовности к принятию пищи или желании побыть рядышком с вами.

В большинстве случаев родинки (пигментные невусы) на теле ребёнка не должны вызывать повышенной озабоченности: закономерно, что новые родинки появляются в детском и подростковом возрасте. Родинки растут параллельно с ростом ребенка – и это тоже нормально. Иногда они становятся малозаметными или вовсе исчезают. Такие изменения не должны вызывать родительской тревоги, это обычные процессы. Когда же следует насторожиться и обратиться к врачу? Какие признаки могут указывать на меланому (злокачественную опухоль, похожую на обычную родинку)?

Очень редко родинки появляются у грудных детей. Исключение – врожденные невусы и пятна, с которыми ребенок уже появился на свет.

Активно начинают проявляться родинки у детей в возрасте от шести месяцев до двух лет – чаще всего это происходит в результате длительных ежедневных прогулок, во время которых малыш получает немалую порцию солнечного излучения.

Следующий пик появления новообразований попадает на период от пяти до семи лет – когда ребенок начинает кардинально меняться, как в весе, так и в росте, поэтому совершенно не удивительно, если у него станет родинок чуть больше прежнего.

Ну и, конечно же, подростковый возраст, когда гормоны бьют ключом, начинается период полового созревания, который, соответственно, сопровождается рядом видимых изменений, и родинки в этом перечне не исключение.

Развитие злокачественной меланомы у детей – весьма редкое явление. Не смотря на это, в некоторых случаях стоит показать ребёнка дерматологу, чтобы развеять все сомнения. Обнаруженная на ранней стадии меланома имеет все шансы быть полностью излеченной.

Поводом для визита к врачу должны стать приведённые ниже изменения родинки:

1. Видоизменения существующей родинки. Постепенное увеличение родинки в размерах с ростом ребёнка – нормальное явление. Потемнение или наоборот осветление родинки также являются естественными процессами. А вот стремительный рост и/или изменение формы родинки, являются тревожным звоночком. Поводом для беспокойства также является изменившаяся родинка, которая по виду явно отличается от всех остальных расположенных рядом родинок ребёнка.

Вывод: Необходимо показывать дерматологу любые быстроизменяющиеся родинки или те родинки, которые выглядят иначе, чем остальные.

2. Родинки выпуклой формы, имеющие рваные (неровные) края или неоднородный цвет. Если родинка на теле вашего ребёнка имеет круглую выпуклую форму, розовый, красный или коричневый цвет, то такая родинка может быть невусом Шпица. Это безопасная родинка. Выпуклая поверхность родинки может быть гладкой или шероховатой. Характерной чертой невуса Шпица является повышенная кровоточивость при самой минимальной травматизации. Но меланома тоже может кровоточить, шелушиться, иметь неоднородный цвет (больше одного цвета). Любое пятнышко, которое попадает под описание выше, должен осмотреть дерматолог с помощью дерматоскопа. Только высококвалифицированный врач сможет отличить невус Шпица от меланомы. В некоторых случаях дерматолог может принять решение об удалении такой родинки.

Вывод: Если у вашего ребёнка имеются выпуклые новообразования или родинки с рваными краями неравномерного цвета – необходимо показать их дерматологу.

3. Кровоточащая родинка. Выпуклую родинку можно легко повредить, если же родинка кровоточит без видимой причины – её необходимо обследовать. Поводом для беспокойства должна стать родинка, которая выглядит как открытая рана. В таком случае нужно немедленно обратиться к врачу.

Вывод: Если у вашего ребенка есть родинка, которая стала походить на открытую рану или же кровоточить – необходимо незамедлительно показать её дерматологу.

4. Множество родинок. Для ребёнка или подростка появление новых родинок – нормальное явление. В период взросления ребёнок может приобрести примерно от 12 до 20 новых родинок. Однако если у вашего ребёнка уже имеется больше 50 родинок, необходимо наблюдаться у дерматолога. Австралийские учёные установили, что более половины пациентов с меланомой в возрасте от 15 до 19 лет имели, как минимум, 100 родинок на теле.

Вывод: Ребёнок, имеющий более 50 родинок на коже должен наблюдаться у дерматолога не реже, чем раз в полгода-год. Обнаруженная на ранней стадии меланома может быть полностью излечена.

5. Родинка большого размера. Большинство родинок имеют круглую или овальную форму и не превышают размера ластика на кончике карандаша. У некоторых детей родинки могут быть большего размера. Гигантская родинка может занимать большую поверхность кожи ребёнка. Обычно дети рождаются уже с таким типом родинок. Наличие большой или гигантской родинки повышает риск развития меланомы и других проблем со здоровьем. Под большой риск попадают именно маленькие дети.

Вывод: Ребёнок, имеющий большое или гигантское родимое пятно должен наблюдаться у дерматолога.

Проверка родинок в детстве может остаться здоровой и полезной привычкой на всю жизнь. Самостоятельный осмотр своих родинок с помощью системы АККОРД и проверка вызывающих беспокойство родинок у дерматолога может научить вашего ребёнка быть внимательным к своему здоровью.

P.S. На заметку родителям! Детям до 3-х лет прямые солнечные лучи противопоказаны! Конечно, солнце необходимо для ребенка, например, для синтеза витамина D (при профилактике рахита и др.), однако для получения суточной нормы достаточно находиться на улице в солнечную погоду всего лишь 20 минут в день. Если мы говорим о загаре – то детям он противопоказан. Три и больше солнечных ожога, полученных в детстве, увеличивают риск развития меланомы во взрослом возрасте. Старайтесь гулять с ребенком в утреннее или вечернее время, когда солнце не так агрессивно, а днем защищайте кожу ребенка одеждой, головным убором и солнцезащитным кремом.

Рано или поздно наступает момент, когда малыш узнает родителей. В каком возрасте это происходит и от чего зависит?

Когда ребенок начинает понимать речь

Нет в мире ни одной мамы и ни одного папы, которых не интересовал бы вопрос, когда малыш начнет их узнавать . Впервые держа на руках долгожданное сокровище, они задумываются, о чем же размышляет самый дорогой человечек, кому улыбается, почему плачет, узнает ли их. Вглядываясь в родное личико, взрослые мечтают, чтобы малыш быстрее адаптировался в новом для него мире и быстрее начал осознавать, что происходит вокруг. Именно поэтому с первого дня рождения младенца его необходимо окружить любовью, заботой, позитивным настроением, потому что способность узнавать родных людей зависит не только от зрения, как кажется на первый взгляд, но и от эмоциональных, тактильных ощущений, обоняния и слуха. Когда ребенок начинает узнавать родителей — после полутора месяцев.

Новорожденный ребенок может все

Ребенок появляется на свет не беззащитным слепым котенком, а полноценным маленьким человечком, у которого еще в материнской утробе развивается нервная система, формируются слух и зрение. Научно доказано, что пузожители остро реагируют на яркое освещение, музыку, голос мамы. Уже на последних месяцах беременности устанавливается эмоциональная связь между младенцем и самыми родными людьми, которые регулярно разговаривают с ним, рассказывают сказки и поют песенки. От внимательного и заботливого отношения во многом зависит, как развивается ребенок.

Тактильные ощущения и обоняние новорожденного

В советское время сразу после рождения ребенка забирали няни и уносили в отдельную комнату, возвращая матери только для очередного кормления. Эта практика давно ушла в прошлое, потому что медики пришли к выводу, что с первых секунд жизни у ребенка формируется эмоциональная связь с мамой, которая основана, прежде всего, на тактильных ощущениях и обонянии. В современной акушерской практике ребенка сразу после появления на свет прикладывают к материнской груди, чтобы он почувствовал мамины руки, исходящее от нее тепло, запах грудного молока. Кроме того, в первые недели жизни мамам и папам советуют как можно чаще брать чадо на руки и прижимать к себе, чтобы малыш постепенно запоминал родные запахи и энергетику. Именно на всех этих способностях основано умение младенца распознавать среди взрослых самых родных людей. И от этого во многом зависит, когда дети узнают родителей.

Когда новорожденный начинает видеть и узнавать родителей

Зрение ребенка формируется еще во время беременности, но это не значит, что малыш появляется на свет с идеальной способностью видеть окружающий мир. Нет, его зрительные способности ограничены, то есть распознавать он может лишь те предметы, которые находятся близко от его глаз. И это не единственная особенность зрения малыша, которую необходимо учитывать:

  1. Объекты или предметы, находящиеся на расстоянии 25-30 см от личика ребенка, он видит лучше всего. Мама его кормит, переодевает, носит на ручках чаще других родственников, она рядом с малышом 24 часа в сутки. Именно поэтому материнское лицо кроха начинает узнавать раньше всех остальных. Происходит это приблизительно через 1-1,5 месяца после рождения. А уже к 3-4 месяцам он четко способен различить маму, улыбаться ей, гулить и радоваться при ее появлении.
  2. До трех месяцев дети видят окружающий мир в черно-белой гамме.
  3. В трехмесячном возрасте малыш различает желтый и красный цвета, реагирует на яркие и цветные предметы, начинает проявлять интерес к первым игрушкам-погремушкам. 3 месяца — это возраст, когда младенец начинает узнавать родителей.
  4. В 4-месячном возрасте карапуз начинает различать цвета, задерживать взгляд на предметах, узнавать близких людей, которых часто видит в доме.

Видит малыш с самого рождения, а вот способность узнавать формируется на протяжении нескольких первых месяцев. В каком возрасте дети узнают родителей — в 4 месяца, а также бабушек и дедушек, братьев и сестер, которые ежедневно и регулярно контактируют с малышом. К 8-10 месяцам кроха уже узнает и других людей, часто бывающих в его окружении. А вот в 10 месяцев он четко определяет своих и чужих и даже может заплакать, если посторонний человек подойдет близко или возьмет на руки.

При оценке способностей и возможностей своего крохи не забывайте главное правило: все сроки указаны лишь приблизительно и существуют допустимые границы нормы, потому что каждый малыш индивидуален и развивается по своему собственному пути.

Когда и как начинает мыслить ребенок?

Мышление, — пишет один из известных отечественных психологов С. Л. Рубинштейн, — это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Это такой процесс, который соотносит данные ощущений и восприятия, сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения между вещами, обобщает получаемые в восприятии данные. Сначала мышление раскрывает существенные связи в окружающих предметах и явлениях, а потом на их основе обобщает. Задача мышления и заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи в окружающем мире и отделить их от несущественных. Всякое мышление обобщает и всегда на всех этапах развития связано с деятельностью человека. Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением. Действие — это первичная форма существования мышления, которое имеет много и других функций, в частности — планирование.

Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность (мотив, интерес) что-то понять, поэтому мышление и начинается с вопроса (или с проблемы), поэтому оно всегда направлено на решение какой-либо задачи. Реальный мыслительный процесс связан практически со всеми психическими процессами. Мыслит не «чистая» мысль, а живой человек, -писали Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, — поэтому в акт мысли включаются эмоции, воля. Мышление зависит от степени развитости личности, а мыслительный акт является активным, целеустремленным и волевым процессом.

Содержанием и единицей мышления является понятие, которое есть результат обобщения воспринимаемых явлений, предметов, и выражается оно в слове, в его значении. Мышление включает в свое содержание и предметные образы-представления. Поэтому человек может мыслить не только понятиями, но и образами, которые являются носителями смысла, основной мысли, т.к. образ отражает реальный предмет. Наглядные образы, образы-представления — это все компоненты наглядно-чувственного мышления, но оно связано с логическим мышлением и составляет с ним единство. И все таки основное значение для мышления, его содержания, структуры и др. имеет слово, речь. Слово является не только формой существования мысли, но и средством ее формирования; мысль совершается и выражается в слове.

Когда и как начинает мыслить ребенок?

Трудно представить, что такой сложный психический процесс может начать формироваться у маленького ребенка уже на этапе его раннего детства. И тем не менее теперь уже широко известно, что маленький ребенок мыслит. В нем удивляет все, но самым удивительным является тот факт, что начиная с 1г. 2мес. — 1г. 7мес. ребенок начинает мыслить, это значит, что у него в этот период его развития уже формируется процесс мышления, и первичной его формой является предметно-действенное (или наглядно-действенное) мышление.

Ребенок, рождаясь, еще не обладает мышлением, умением мыслить, и познание окружающего мира осуществляется процессами ощущения и восприятия предметов, явлений. Все это и становится первой основой, на которой через восприятие и действия с предметами начинает формироваться мышление.

Разумность поведения ребенка в возрасте 1,5 лет была показана многими исследователями. Ребенок 1г. 5мес.-1г. 7мес. обнаруживает разумность и даже определенную логичность своих действий. Чем же она обусловлена? Ранний способ мышления и все задачи и проблемные ситуации, возникающие перед ребенком, решаются им путем практического действия с предметами. «Мышление — это деятельность, чтобы узнать, а о вещах ничего нельзя узнать, не проследив (в четко обозначенных условиях) что они делают и что с ними делают» (П.Я. Гальперин). Например, перед ребенком в определенной ситтуации, обозначенной взрослым, могут выступать такие задачи как:

  1. Как разобрать игрушку?
  2. Как ее снова собрать? Что нужно сделать, чтобы она снова стала целой.
  3. Что нарисовано на картинке?
  4. Две машинки похожи друг на друга, а еще одна не похожа на них. Чем она отличается?
  5. На картинке машинка, такая же или другая?
  6. Как достать конфету, которая находится далеко от рук? И т. д.

Однако не все окружающее ребенка выступает в качестве условий его мыслительной деятельности. Поэтому и возникает задача (или проблема) выявления и отбора специфических предметов и их характеристик, которые могут являться объектом мысли. Сначала эти операции должен выполнять взрослый и учить им ребенка, а позже ребенок уже самостоятельно сможет найти предмет мысли, задачу и ее решение. Это и есть первичная форма анализа окружающей действительности, а анализ — это одна из операций мышления. Но не всякое действие с предметом может быть названо проблемным и рассматриваться как начальная ступень развития мышления. Так, если 2-Зх летний ребенок, получив задачу открыть крышку коробочки или починить сломавшуюся игрушку, начинает просто играть с коробочкой или постукивать по ее крышке руками, а в сломавшуюся игрушку начинает засовывать другие игрушки и т. д., эти действия не имеют ничего общего с предметным действием, т. к. они не направлены на решение задачи, и ребенок не воспринимает данное ему задание как задачу, проблему. Такие действия — манипулятивные — не являются предметными мыслительными действиями.

Общим признаком мышления, начиная с его практической формы и включая высшую его форму — умственные действия — является направленность действий ребенка на решение определенной и понятной ему задачи. Однако на первых этапах развития мышления задача должна быть оформлена в речи, в вопросе взрослого. Дети с 1,5 до 2 лет жизни, еще не владея разговорной речью, понимают вопрос и часто понимают и знают что, как и для чего они выполняют то или иное заданное им действие. Эта осмысленность и проблемность (понимание задачи) характерны уже для ранних ступеней развития мышления.

Практическое мышление маленького ребенка является действенным и проявляется оно в разных формах деятельности с вещами, предметами, игрушками, например, в расчленении игрушки на части с последующими попытками объединить части в целое, в объединении предметов в однородные группы по какому-либо общему внешнему признаку (по цвету, позже — по форме и т. д.), в конструировании (собирание башни из колец, паровозика из кубиков). Это практически-действенное мышление появляется задолго до вербального мышления. Чтобы эта форма мыслительной деятельности получила свое развитие, необходима смена манипулятивных действий с окружающими предметами в возрасте 1-1,2 года на предметные действия, направленные на решение какой-либо задачи с использованием первичных форм анализа и синтеза предмета. (Например, разобрать пирамидку из колец, а затем снова собрать, сломать машинку, а потом попытаться собрать (починить) и т. д.). Все это возможно лишь при участии взрослого, который должен в речи сформулировать задачу для ребенка («разбери башню», «а теперь собери ее» и т. д.).

Приведем соответствующие примеры. Девочке Маше (1г. 7мес.) мама дала три предмета — коробочку с крышкой, шарик, конфету и сформулировала задачу: «Маша, открой коробочку». Маша взяла коробочку и стала просто манипулировать с нею и с шариком. «Маша, открой коробочку и положи в нее шарик». Маша продолжает манипулятивные действия. В чем дело? Почему Маша не выполняет задание? Дело заключается в неправильном речевом оформлении задания, в нем есть задача, т.е. что нужно сделать, но не подсказаны пути — как это можно сделать, и нет информации, которая бы вызвала интерес, потребность к решению Машей задачи.

Л. С. Цветкова, доктор психолгических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова,

Директор Центра Интеллектуального Развития Ребенка

Согласно Указу Президента N 396 от 2 июля 2021 года «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» накануне нового учебного года Пенсионному фонду поручено произвести выплату в размере 10 000 рублей российским семьям с детьми в возрасте от 6 до 18 лет.

Когда ребенок начинает понимать речь

Первоначально, старт выплат был запланирован на 16 августа, однако, 28 июля Президент предложил начать выплату досрочно – со 2 августа. В федеральном министерстве труда и социальной защиты Президенту доложили, что к досрочной выплате готовы, и поэтому в первый рабочий день августа, во всех регионах Российской Федерации, территориальные органы Пенсионного фонда начали зачислять денежные средства на счета, указанные в заявлениях на единовременную выплату.

Отделение Пенсионного фонда по Забайкальскому краю технически подготовилось к началу досрочной выплаты. Наши специалисты провели большую работу по организации выплат. Сегодня родители и опекуны 150 000 тысяч забайкальских детей получат денежные средства. Это 83% от общего количества детей, а также инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 18 до 23 лет, имеющих право на единовременную выплату. Общая сумма выплат на 2 августа составляет более 1,5 миллиардов рублей,- рассказала управляющий ОПФР по Забайкальскому краю Галина Михайленко

Стоит отметить, что в Забайкальском крае около 98% поступивших заявлений на выплату к школе, были поданы в электронном виде через Портал Государственных услуг. Соответственно, всего 2% заявителей обратились в клиентские службы ПФР.

Тем, кто не подал заявление на получение выплаты, напоминаем, что у них в запасе еще 3 месяца. Если родители не успеют оформить выплату до конца лета, они смогут сделать это в сентябре и октябре. Заявление Пенсионный фонд будет принимать до 1 ноября.

Учитывая, что выплата на школьников – это единовременная мера поддержки, она будет поступать не только на карты «Мир», но и на карты других платежных систем. При заполнении заявления родителям следует помнить, что в нем указываются именно реквизиты лицевого счета в банке, а не номер карты. Счет при этом должен принадлежать родителю, который подает заявление, а не кому-либо из родственников.

Тем, кто решил подать заявление не через Портал «Госуслуги» , а через Клиентскую службу ПФР, напоминаем, что прием в Клиентских службах проводится по предварительной записи. Записаться можно на сайте ПФР или позвонив на телефон «горячей линии» Клиентской службы по месту проживания.

Напоминаем, что данная единовременная выплат предоставляется из федерального бюджета, не зависит от доходов семьи, наличия работы и получения заработной платы, а также получения каких-либо пенсий, пособий, социальных выплат и иных мер социальной поддержки. Также выплата не учитывается в доходах при определении права семьи на другие меры социальной поддержки. Кроме того, единовременная выплата не относится к доходам, на которые может быть обращено взыскание по исполнительным документам.

Если в семье двое и более детей соответствующего возраста, помощь предоставляется на каждого ребенка.

Выплату получат дети, которым 6 лет исполняется не позднее 1 сентября этого года, а также дети, которым на момент выхода указа президента (2 июля) еще не было 18 лет.

«Чтобы собрать одного ребенка, понадобятся 30 000»

Долгожданные «президентские» школьные выплаты в 10 тысяч рублей начали приходить родителям на карту с сегодняшнего утра 2 августа. Напомним, Владимир Путин распорядился начать перечисление денег на две недели раньше запланированной даты. Теперь у родителей будет больше времени на подготовку детей к 1 сентября и, возможно, удастся избежать столпотворения на школьных базарах в самые горячие предшкольные деньки. Мы узнали у родителей, пришли ли им деньги и что они смогут купить на них?

Когда ребенок начинает понимать речь

Фото: Ольга Шуклина

Министр труда и соцзащиты Антон Котяков ранее сообщил, что «технически уже к понедельнику мы будем готовы осуществить выплаты на 17 миллионов детей. ». Всего единовременной выплатой будут охвачены семьи, в которых подрастают свыше 20 миллионов ребят школьного возраста. Прием заявлений продолжается. «Заявление можно направить до 1 ноября, – напомнили нам в Минтруда. – Можно подать заявление даже 31 октября».

В июле, когда началась кампания, у родителей возникали разного рода трудности при отправке заявлений: кто-то не увидел вовремя в своей почте оповещения об уведомлении с сайта Госуслуг, потому что долгое время не заходил туда, кто-то не мог зайти из-за плохой интернет-связи. Однако со временем взрослые разобрались в нехитрой процедуре, и большинство опрошенных нами мам и пап подтвердили, что деньги им «упали» утром 2 августа.

Семья с двумя школьниками из Москвы Евгении и Ивана Петровых решили проверить 2 августа свой счет и увидели на нем 20 тысяч руб. «Советую всем проверить свой счет и оповещения банка, – говорит Евгения. – Это хорошее подспорье для нас, тем более что мы потратились на летний отдых с детьми. Теперь побегу на школьные базары, чтобы не откладывать на последний момент. На основное – школьно-письменные принадлежности для двоих сыновей, форму, а, может, и на рюкзак для старшего должно хватить».

На вопрос, уложатся ли они в 10 тысяч на ребенка, подавляющее большинство родителей ответило нам, что нет. Москвичка Ольга, у которой в этом году два сына пойдут в школу – в пятый и в девятый класс, поделилась с «МК»:

«10 тысяч, это, конечно, приятно, но я прикинула, что на одного ребенка на подготовку к 1 сентября уйдет около 30 тыс. руб.». И привела список необходимого: кроссовки уличные и для спортивного зала, форма для физкультуры, сменная и уличная обувь, брюки (2 тыс. руб.), пиджак (2 тыс. руб.), рубашки – минимум три (каждая – 1 тыс. руб.). «Рюкзак новый стоит 5 тыс. руб. Можно купить и за 2 тыс., конечно, но мы бы хотели более приличный для ребенка».

Светлана Колупаева из Нижнекамска – инвалид, воспитывает одного ребенка-школьника. «У нас очень напряженно с деньгами, пенсию на меня никак оформить не можем, помогает моя мама со своей пенсией в 8 тысяч руб. Я получила сегодня эти 10 тысяч. Цены, чтобы собрать в школу, просто космические, одних общих тетрадей сколько нужно! Но, конечно, выбора нет, будем стараться поэкономней собрать ребенка в 8-й класс».

У кого-то до сих пор остаются вопросы. «Сыну исполнилось 6 лет 25 июля. Всем приходил на госуслугах запрос на подтверждение, а мне ничего. 31 июля сама заполнила недостающие данные. В итоге сегодня никаких денег не пришло. Стоит ли вообще надеяться? – спрашивает одна мама.

«Заявление рассматривается в течение 5 рабочих дней, – напомнили «МК» в Минтруда. – После принятия решения в личный кабинет маме приходит уведомление о результатах рассмотрения. Еще до трех рабочих дней дается на перевод средств. Это максимальные сроки». Что касается дат рождений, кому из детей положены выплаты, то в Минтруда разъясняют:

«6 лет ребенку должно исполниться до 1 сентября 2021 года, а 18 лет – не раньше выхода указа: то есть это дети, у которых в свидетельстве о рождении стоят даты с 3 июля 2003 года по 1 сентября 2015 года (1 сентября входит, 2 сентября уже нет). При этом, «если ребенку нет 18 лет, то не важно, учится он или нет; даже если он окончил школу и поступил в колледж или институт, то ему все равно положена эта выплата». Кроме того, если ребенок является инвалидом и учится в общеобразовательной школе в более старшем возрасте, то выплата назначается ему до достижения 23 лет.

Кто-то из родителей пока не смог подать само заявление. Но у них еще есть время до 1 ноября. «А я подать не могу, приложение глючит, придется ногами идти», – сетует Лариса из села в Кировской области. Другая родительница ей советует: «Подавайте не через мобильную версию (телефон), она ужасно «висит», а через компьютер (полная версия госуслуг). Сама с этим столкнулась!».

По словам министра труда Котякова, число отказов в этой выплате составляет менее 1%. Кому же из родителей может поступить уведомление об отказе на портал Госуслуг? Пенсионный фонд приводит несколько причин: 1) заявитель или ребенок – не граждане РФ, 2) заявителя лишили родительских прав, 3) опекунство заявителя в отношении ребенка прекращено, 4) единовременная выплата уже получена другим родителем, 5) ребенок от 18 до 23 лет является инвалидом, но нигде не учится.

Сразу после рождения малыша, новоиспеченных родителей начинает волновать очень много вопросов касательно их малыша и один из них «Во сколько дети начинают видеть». Давайте уточним, что ребенок начинает видеть сразу после рождения, только в первый месяц жизни это все очень расплывчато.

По большей части силуэты и четкие очертания малышу в этот период пока еще недоступны. Что же касается цветов, которые ребенок видит то, это черный и белый.

Также следует обратить внимание на то, что малыш видит только на расстоянии 25 сантиметров (более или менее что-то четко).

И именно по этой причине ребенок привыкает к тем, кто всегда находится рядом с ним чаще всего — это мама и папа.

Также в первый период жизни ребёнка (первые несколько месяцев) у малыша может наблюдаться косоглазие. Это абсолютно не страшно, потому что глазки еще не могут сосредоточиться и на чем-то сфокусироваться — тревогу бить по этому поводу не стоит. В скором времени, когда мышцы придут в тону это пройдет, примерно до 4 месяцев.

Теперь давайте расскажу что и в каком возрасте видит ребенок:

  • Первый месяц он видит все как в тумане, также видит только на близком расстоянии. И если резкий яркий свет, например включили свет в комнате, то ребёнок начнет щуриться. Яркий свет малыша будет раздражать.
  • Второй месяц — малыш начинает следить за яркими большими предметами. Именно в этот период родителям стоит задуматься, повесить над кроваткой малыша какую-то игрушку, чтобы малыш как-то там за ней следил.
  • В три месяца ребенок уже должен хорошо следить за игрушкой, которую могут водить перед глазами. В этот период он уже лежа на животике пытаться там что-то подергать.
  • В 4 месяца малыш уже должен научиться фокусировать взгляд на игрушки, которые находятся перед ним. Это будет очень хорошо заметно, если у вас будет модуль который будет крутиться и поворачиваться сам.
  • А вот в шесть месяцев ребенок уже узнает близких, тех кто находится с ним рядом — мама, папа, бабушки-дедушки.

Начиная с 6 месяцев мама должна начинать ребенку рассказывать про цвета. То есть вы можете брать игрушку погремушку какую-то или мягкую игрушку и говорить какого она цвета. В этом возрасте детки уже понимают то что говорит мама.

Малыш начинает уже различать до года, то есть поначалу просто объясняете основные цвета — красный, желтый, зеленый и синий. А вот дальше он просто все четче и четче видит весь окружающий его мир, близких людей.

Так же рекомендую вам прочитать другие мои статьи, они так же очень полезны:

Дорогие мамы, если вам понравились мои советы, то поставьте лайк или подпишитесь на мой канал. А я, в свою очередь, буду и дальше вас радовать полезным рекомендациям. Большое вам спасибо.

Ссылка на основную публикацию