Как видит новорожденный

С давних времен считалось, что новорожденный ничего не чувствует, не видит и не слышит, несмотря на то, что ребенок имеет все органы чувств. В настоящее время эта гипотеза опровергнута в результате многочисленных научных исследований, которые доказали.

Вот какие способности имеет новорожденный:
1. Обоняние. Обоняние новорожденного ребенка функционирует на подсознательном уровне и при даче резких запахов, например, нашатырный спирт — он сразу даст адекватную реакцию.

2. Осязание. Новорожденный ребенок чувствует, как к нему обращаются, как родители разговаривают друг с другом. Если мама гладит его по головке, он успокаивается и засыпает. Но если родители ругаются, он напрягается и отказывается спать. Дети, чьи родители часто ругаются, более подвержены болезням. Исследования показали, что новорожденный больше реагирует на голос мамы, чем на голос отца. В первом случае, его сердцебиение замедлялось, а во втором — оставалось без изменений. Посредством осязания малыш может ощущать нежные прикосновения мамы, тепло, холод и боль. Поэтому новорожденному ребенку очень важно интенсивный телесный контакт с родителями, не бойтесь его брать на руки. Поглаживания, ношения на руках особенно важны в первое время, так как способствуют здоровому развитию ребенка. Исследования показали, что дети, которых родители постоянно брали на руки, интеллектуально более развитые и опережают своих сверстников в росте. Оказалось, что нежные прикосновения родителей способствуют образованию гормонов, которые влияют на рост и умственное развитие ребенка.

Как видит новорожденный

3. Зрение. Малыш видит с самого рождения, просто его зрение в 20 раз хуже, чем у взрослых. Он видит только очертания предметов, находящихся на расстоянии от его глаз на 25-30 см. Ребенок четко реагирует на слишком яркий свет, испытывает при этом неудобство, моргает или закрывает глаза. Также он различает блестящие и красные предметы, может следить за движением красной погремушки. Результаты исследований показали, что малыша больше привлекают предметы с овальной формой, так как они наиболее соответствуют человеческому лицу. Однако новорожденный еще не узнает людей, окружающих его. Также ученые выяснили, что новорожденного больше интересуют сложные рисунки, чем простые. Для этого новорожденному ребенку показали два листа бумаги — один в черно-белую клетку, а другой — серый. Малыш смотрел на лист с черно-белым рисунком.

4. Слух. У ребенка слух развит больше, чем зрение. Уже в утробе матери малыш слышит и привыкает к шуму. Именно поэтому он не вздрагивает, когда раздается сильный шум или хлопает дверь. Он уже в утробе научился различать, откуда идет шум. Если шум близкий и тихий, то даже когда спит, он начинает ворочаться и моргать. Если же тихий разговор продолжается, то он просыпается. Новорожденный малыш узнает человеческую речь, он более чувствителен к более высоким звукам, поэтому слышит лучше голос мамы. Исследования ученых выявили интересную особенность, когда вокруг ребенка шумно, ребенок изолирует себя от окружающей среды, как будто «затыкает уши».

5. Вкус. Новорожденный ребенок различает сладкое, кислое, соленое и горькое. Сладкий вкус успокаивает его, а кислый и горький раздражает. Если капнуть новорожденному на губы сладкой воды, то малыш остается довольным и делает губами сосательные движения, а если намочить губы лимонным соком, то он делает гримасу. Кормящая мама должна учитывать вкусовые предпочтения малыша и стараться улучшить качество молока. Так если в пищу добавлять укроп, зеленый анис или тмин, то ребенок с удовольствием сосет такое молоко.

Не смотря на то, что у нее грудное молоко будет иметь привкус этих веществ, новорожденный ребенок будет с аппетитом потреблять то, к чему он привык в утробе мамы.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Как видит новорожденный

Новорожденные видят окружающий мир не так как взрослые. Давайте рассмотрим зрение у детей, как оно развивается и какую родительскую помощь можно оказать, чтобы у ребенка были здоровые глаза и хорошее зрение.

Зрение при рождении: новый мир

Поздравляем! Только что поступил новый источник радости и веселья! Рождение является потрясением не только для вас, но и для ребенка. Глаза открываются не сразу. После этого врачи и медсестры занимаются проверкой организма на наличие врожденных заболеваний, проводят тщательный осмотр.

Зрение у новорожденных очень сильно отличается от зрения взрослых и даже детей, начинающих ходить:

  1. Он не видит цвета, только оттенки серого.
  2. У младенца расплывчатое зрение с остротой около 20/400, и он не может сфокусировать свой взгляд на расстоянии от восьми до двенадцати дюймов.
  3. Чувствительность к свету в пятьдесят раз ниже, чем у взрослых.
  4. При рождении их размер глаза составляет одну четвертую размера глаза взрослого.
  5. В течение первых нескольких недель структура и рецепторы глаза, а также нервы в глазах и мозге, начинают развиваться. Это продолжается в течение следующих двух лет.

Рассмотрим ,что происходит во время развития зрения у новорожденных.

Первые шаги. Рекомендации родителям

В первые дни жизни необходимо помочь ребенку, закладывая старт для здоровых глаз и хорошего зрения:

  • матери нужно поддерживать свое здоровье, правильно питаться во время беременности;
  • давать ребенку яркие, контрастные предметы;
  • включать ночной свет, чтобы ребенок мог оглядеться, когда проснется в своей детской кроватке;
  • не делать резкой смены своего внешнего вида.

Развитие зрения у детей: первый год жизни

Через несколько первых недель ваш ребенок сможет различить многие цвета, однако, цветное зрение продолжить свое развитие в течение следующих нескольких месяцев. Именно в этот период улучшается острота зрения и чувствительность к свету.

Глаза новорожденного привыкают к совместному восприятию зрительных образов. Абсолютно нормально, когда глаза смещаются от фокусировки на одном предмете. Это не должно вызывать беспокойство, если вы не заметите отклонения на постоянной основе.

Координация глаз у ребенка, означающая восприятие глубины, также развивается вместе с координацией «рука-глаз-тело».

До шести месяцев происходит полное развитие цветного зрения и остроты глаз у ребенка. Это означает, что наступает время для первого осмотра у офтальмолога. В то время как ваш ребенок не может подобно вам читать буквы и диаграммы, врач может провести невербальный тест на близорукость и дальнозоркость, астигматизм и другие проблемы со зрением..

В течение следующих двух лет происходит дальнейшее развитие зрительных способностей, таких как отслеживание взглядом и восприятие глубины, а также координация «рука-глаз». Зрение у детей продолжается развиваться во время обучения в школе, поскольку у детей происходит усиление визуального восприятия различных предметов, цвета, букв и цифр.

Что можно сделать?

Помогите своему новорожденному ребенку в развитии зрительных навыков:

  • показывайте различные ярко окрашенные предметы;
  • смещайте одновременно его руки и ноги для развития билатерального и бинокулярного зрения;
  • разговаривайте с ним, перемещаясь по комнате;
  • включайте ночной свет в его комнате, когда он в темное время суток просыпается и вы подходите к нему;
  • подвешивайте игрушки, до которых можно дотянуться и дотронуться, которые помогут ребенку познакомиться с различными предметами и цветами;
  • играйте в ладушки и в прятки вместе с ним;
  • давайте ребенку поиграть в «пирамиду» или «кубики», чтобы он мог подержать в руках объемные, цветные предметы и умел обращаться с игрушками.

Признаки проблем со зрением у ребенка

Очень важно выявить на ранних стадиях проблемы со зрением, задолго до первого похода к врачу, поэтому нужно знать симптомы.

Что может указывать на проблемы со зрением у ребенка? Вот некоторые самые распространенные ранние признаки:

  • постоянное отклонение прямого взгляда одного или обоих глаз (закупорка слезных каналов);
  • красные или покрытые коркой веки (обычно признак инфекции);
  • чрезмерная чувствительность к свету, в особенности у новорожденных (может указывать на высокое глазное давление);
  • белый зрачок (может указывать на рак, проблемы с сетчаткой, катаракту или другие проблемы);
  • трудности в отслеживании взглядом людей и предметов;
  • уклонение от книжек с картинками и чтения в более старшем возрасте;
  • размещение близко к доске или телевизору.

Ваш врач даст самые исчерпывающие консультации для поддержания здоровья и функции глаз. Это важно в детстве во время быстрых изменений и развития зрительных способностей. Вашему ребенку необходимо начать проходить регулярные глазные обследования в шесть месяцев, однако, всегда заранее составляйте вопросы к своему окулисту. Он может оценить состояние зрения и помочь принять решение по устранению проблем со зрением у ребенка.

Удивительно, как быстро меняется ребенок в первый год жизни. Больше никогда он не будет обучаться с такой скоростью. Но как узнать, правильно ли развивается малыш, все ли у него в порядке? Конечно, каждый ребенок уникален, но важно знать средние показатели, чтобы вовремя забить тревогу и обратиться к специалистам.

На момент рождения

Рост (длина) — 49-50 см

Вес — 3200-3300 г

Окружность головы — 34-34,5 см

Окружность грудной клетки — 32-34 см

Двигает ножками и ручками во время бодрствования.

Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках.

Отвечает на раздражитель плачем.

1 месяц

Рост (длина) — 54-55 см

Вес — 4200-4500 г

Окружность головы — 36,5-37 см

Окружность грудной клетки — 36-36,5 см

Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать.

Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого.

Реагирует на резкие звуки.

2 месяца

Рост (длина) — 57-58 см

Вес — 5100-5600 г

Окружность головы — 38-39 см

Окружность грудной клетки — 38-39 см

Длительно удерживает голову.

Поворачивается на звук речи взрослого.

Ухватывает предметы рефлекторно.

Активно интересуется окружающим миром.

3 месяца

Рост (длина) — 60-61,5 см

Вес — 5800-6400 г

Окружность головы — 39,5-40,5 см

Окружность грудной клетки — 40-42 см

В вертикальной позиции хорошо держит голову.

Долго рассматривает предметы.

Издает разные звуки.

При поддержке под мышки опирается ножками.

В положении на животе приподнимается на предплечьях.

Поворачивается на бок со спины.

Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем.

Сосет пальцы или кулачок

4 месяца

Рост (длина) — 62-64 см

Вес — 6400-7000 г

Окружность головы — 40,5-41,5 см

Окружность грудной клетки — 41,5-42 см

Уверенно поднимает голову, лежа на животике.

Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления.

При играх смеется и улыбается.

Хватает руками висящие предметы.

Переворачивается со спинки на живот.

В положении на животе поднимается с опорой на ладони.

Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи.

5 месяцев

Рост (длина) — 64-66 см

Вес — 6900-7500 г

Окружность головы — 41,5-42,5 см

Окружность грудной клетки — 43-44 см

Узнает маму и других близких людей.

Осознанно провожает предмет взглядом.

Переворачивается с животика в положение на спине.

Захватывает и удерживает предметы двумя руками.

Берет предмет из рук взрослого.

Сидит с поддержкой.

Длительно нараспев гулит.

Отвечает на услышанные потешки и песенки.

6 месяцев

Рост (длина) — 66-67,5 см

Вес — 7300-7900 г

Окружность головы — 42-43 см

Окружность грудной клетки — 44-45,5 см

Сидит без поддержки.

Тянет руки к предмету, который заинтересовал.

Поднимает игрушку, которая выпала из рук.

Пробует предметы «на зуб».

Учится есть с ложки.

Начинает произносить слоги.

Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору.

Отзывается на имя.

Внимательно слушает взрослого.

Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый.

7 месяцев

Рост (длина) — 67-69 см

Вес — 7600-8300 г

Окружность головы — 43-44 см

Окружность грудной клетки — 45-46,5 см

Хорошо ползает и сидит.

Стоит с поддержкой за обе руки.

Удерживает в руке предмет неправильной формы.

Длительно играет с игрушками, изучая их свойства.

Пьет из кружки с помощью взрослого.

Показывает у себя части тела.

8 месяцев

Рост (длина) — 69-70,5 см

Вес — 7900-8600 г

Окружность головы — 43,5-44,5 см

Окружность грудной клетки — 46-47 см

Ищет игрушку, которая упала.

Перекладывает предмет из одной ручки в другую.

Встает, держась за опору.

Садится, ложится, переступает предметы.

Лепечет с интонацией.

Радуется другим детям.

Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?».

Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье).

Боится расстаться с мамой.

9 месяцев

Рост (длина) — 70-72 см

Вес — 8200-8900 г

Окружность головы — 44-45 см

Окружность грудной клетки — 47-48 см

Пробует стоять и делать первые шаги.

Подражает другим детям.

Тянется к интересующему предмету и пытается его достать.

Осознанно манипулирует игрушками.

Показывает части тела у человека и игрушки.

Разрывает и сминает листы бумаги.

Держась за опору, танцует под музыку.

10 месяцев

Рост (длина) — 71,5-73 см

Вес — 8500-9200 г

Окружность головы — 44-45,5 см

Окружность грудной клетки — 47-48 см

Начинает брать маленькие предметы пальцами.

Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики.

Играет в прятки.

Ходит с поддержкой за две руки взрослого.

Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки).

Понимает просьбы взрослого.

Повторяет за взрослым жесты и звуки.

Имитирует голоса животных.

Машет рукой при прощании и встрече.

Пробует самостоятельно есть ложкой.

11 месяцев

Рост (длина) — 73-74,5 см

Вес — 8700-9400 г

Окружность головы — 44,5-46 см

Окружность грудной клетки — 48-49 см

Ходит с поддержкой за одну руку.

Поднимает предметы без приседания (нагибается).

Умеет присесть без опоры.

Начинает произносить «облегченные» слова.

Играет в ладушки.

Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу.

Интересуется книжками и музыкальными игрушками.

12 месяцев

Рост (длина) — 74-76 см

Вес — 8900-9600 г

Окружность головы — 45-46 см

Окружность грудной клетки — 48-49 см

Пробует самостоятельно ходить.

Встает из позиции сидя на корточках.

Самостоятельно пьет из чашки.

Может отказываться от нелюбимой пищи.

Откусывает печенье и другую твердую пищу.

Понимает слова «нельзя» и «можно».

Узнает животных и показывает их на картинке и на улице.

Знает, как пользоваться некоторыми предметами.

Поскольку проблемы со зрением могут начаться в самом раннем возрасте, крайне важно организовать соответствующий контроль за глазами ребенка. Проще устранить глазные заболевания на раннем этапе их развития, так как позже любые патологии и отклонения от нормы могут иметь самые серьезные последствия. Помимо собственно плохого зрения, у ребенка может снизиться способность к обучению и успеваемость в школе: восприятие окружающей среды будет неполноценным, даже характер может поменяться в худшую сторону.

Как видит новорожденный

Сетчатка глаза ребенка обладает повышенной чувствительностью к неблагоприятным внешним раздражителям и менее защищена от них: в этом главная особенность зрения ребенка.

Данное обстоятельство заставляет проводить обследование глазного дна (офтальмоскопию) у детей по особым правилам:

  1. Перед тем как начать осмотр у врача-офтальмолога, родителям обязательно следует обсудить с ребенком предстоящий визит, объяснив ему, зачем проводится данная процедура;
  2. В ходе проверки глазного дна врачу или медицинским сестрам иногда приходится отвлекать ребенка игрушкой;
  3. В некоторых случаях у особо беспокойных маленьких пациентов приходится проводить офтальмоскопию в условиях общего наркоза;
  4. Так как изменение глазного дна у ребенка происходит постоянно в процессе его роста и развития, офтальмолог может назначить проверку органа зрения 3 или 4 раза в году;
  5. Изменения глазного дна могут потребовать проведения дополнительной процедуры — нейросонографии (ультразвукового исследования головного мозга): данная процедура особенно актуальна детей в возрасте до 1 года.

Как видит новорожденный

Какие изменения может увидеть врач

У ребенка на глазном дне могут быть выявлены самые разные отклонения от нормы:

  1. Пороки развития сетчатки и зрительного нерва (колобомы и миелиновые волокна, дисплазия);
  2. Приобретенная патология (хорироретиниты, кровоизлияния, отслойка сетчатки);
  3. Проявление системных заболеваний (отек диска зрительного нерва, изменения сосудов);
  4. Изменения в стекловидном теле (помутнения, шварты).

Сама процедура не имеет принципиальных отличий от проведения у взрослых пациентов. Используется та же аппаратура — электрический офтальмоскоп, линзы, вспомогательные приборы. При необходимости могут применяться специальные капли, расширяющие зрачок (это помогает врачу лучше осмотреть периферию сетчатки).

Помните – ранняя диагностика заболеваний глаз у детей помогает вовремя начать лечение и сохранить ребенку зрение!

Как видит новорожденный

Миопия (близорукость) у детей дошкольного и школьного возраста – распространенное нарушение зрения. Но приостановить развитие близорукости или полностью восстановить зрение возможно, если вовремя заняться этим вопросом. Запишитесь на прием к детскому офтальмологу в «Оптик-Центр»: врачи клиники проведут полную диагностику и назначат подходящее лечение для вашего ребенка.

Особенности диагностики миопии у дошкольников

Как видит новорожденныйВрожденная миопия у детей дошкольного возраста встречается крайне редко, в большинстве случаев она приобретенная. В раннем детском возрасте сложно заподозрить болезнь, поскольку ребенок не в состоянии понять, что у него ухудшается зрение, и не жалуется на его снижение, а родители не придают значения изменяющемуся поведению ребенка в связи с нарушением зрения. Важно регулярно проходить обследование в офтальмологическом центре, только так можно выявить болезнь и вовремя провести лечение миопии у детей слабой степени, а не ждать прогрессирующего развития.

Особенности диагностики миопии у школьников и подростков

Примерно 25% школьников к моменту окончания школы имеют приобретенную близорукость. Такие печальные данные связаны с растущей зрительной нагрузкой. Болезнь настигает не только предрасположенных по наследственным факторам детей, но и абсолютно здоровых.

Виды миопии

По течению болезни:

По причинам, которые определяют положение основного оптического фокуса относительно сетчатки:

По степени выраженности:

По наличию осложнений:

Независимо от вида миопии при ее прогрессировании необходимо решать вопрос об оперативном лечении для предотвращения дальнейшего прогрессирования и развития осложнений.

Причины заболевания

Причинами развития близорукости являются следующие факторы:

  1. Наследственность;
  2. Болезнь Дауна, сахарный диабет;
  3. Недоношенность плода;
  4. Пониженный иммунитет;
  5. Врожденные аномалии глаз;
  6. Нерациональное питание;
  7. Глаукома;
  8. Зрительные нагрузки;
  9. Нарушения гигиены зрения.

Симптомы болезни

Перед тем как начать лечение миопии у детей, необходимо разобраться с симптомами:

  • ребёнок плохо видит предметы, расположенные вдали;
  • постоянное прищуривается и морщит лоб;
  • во время занятий низко наклоняет голову и при просмотре телевизора садится близко к экрану;
  • часто моргает и растягивает наружные уголки глаз.

Диагностика

При первых проявлениях признаков близорукости следует незамедлительно обратиться в офтальмологическую клинику. Только так можно вовремя диагностировать заболевание и остановить прогрессирование миопии у ребенка. В клинике проводится комплексная диагностика, позволяющая выявить заболевание и вовремя провести коррекцию и лечение миопии у детей вне зависимости от возраста ребенка.

Как лечить близорукость у детей

Лечение миопии у детей выполняется следующими методами:

  • Аппаратный способ. Аппаратное лечение применяется для укрепления глазных мышц, а также предотвращает дальнейшее развитие болезни.
  • Медикаментозная терапия. Лечащий врач в зависимости от показаний назначает витаминно-минеральные комплексы для глаз, препараты, действие которых направлено на расширение сосудов, препараты кальция, глазные капли, действующие на глазные мышцы.
  • Физиотерапия. К методам физиотерапии близорукости у детей относятся:
    • вакуумный массаж;
    • электростимуляция;
    • лазеротерапия;
    • массаж шейно-воротниковой зоны;
    • другие
  • Упражнения для глаз. Врачи-офтальмологи разработали больше число различных упражнений, благодаря которым увеличивается шанс восстановить зрение, без использования жестких методик лечения. В некоторых случаях зрение полностью восстанавливается или достигается существенный прогресс. Суть методики в тренировке слабых мышц.

    Как видит новорожденный

  • Ношение средств коррекции (очков, контактных линз, ортокератологических линз)

Оптика для детей

Как видит новорожденный

Ношение очков при близорукости позволяет снять напряжение с глаз и создает условия для правильного развития органа зрения у ребенка. В зависимости от остроты зрения очки могут назначаться только для дали (обычно при миопии слабой степени) или для постоянного ношения (при миопии средней и высокой степени). По показаниям возможно назначение мягких контактных линз детям, начиная со школьного возраста, например при наличии миопии только на одном глазу или при разных степенях миопии на глазах и плохой переносимости очков, при занятиях ребенком отдельными видами спорта, при отказе ребенком носить очки и др. С целью торможения прогрессирования близорукости назначаются ортокератологические линзы («ночные линзы»). В любом случае правильный подбор средств коррекции осуществляется врачом-офтальмологом после обследования ребенка.

Осложнения и прогнозы

Прогрессирующая миопия грозит изменением формы глазного яблока, также ухудшается кровоснабжение внутриглазных структур, что влечет за собой осложнения. Могут возникнуть:

  • кровоизлияние в сетчатку;
  • периферические дистрофии сетчатки;
  • отслоение сетчатки;
  • амблиопия;
  • косоглазие.

Профилактика и противопоказания

Как видит новорожденныйЭффективные меры профилактики миопии:

  1. Правильный режим зрительных нагрузок.
  2. Профилактические осмотры минимум раз в год.
  3. Правильная организация рабочего места (освещение, наклон стола, высота стола и стула, посадка ребенка)
  4. Правильный рацион питания.
  5. Регулярная гимнастика для глаз.

Важно! При проявлении симптоматики близорукости незамедлительно обратиться к офтальмологу.

К нарушениям гигиены зрения относятся значительные нагрузки на глаза, чтение в лежачем положении, игры в телефоне или ведение переписки в транспортном средстве при движении и т.д.

Размер имеет значение: все, что нужно знать про родничок у младенца

Как видит новорожденный

Правда ли, что это самое уязвимое место, нужен ли за ним особый уход, и как влияет на рост костей искусственное вскармливание.

Ребенок, а особенно новорожденный, отличается от взрослого тем, что системы органов у него еще не сформировались окончательно, не начали работать в полную силу. Они будут расти и созревать вместе с ребенком. И даже костей у младенца больше, чем у взрослого. А еще одна уникальная особенность младенческого организма — роднички на голове.

Череп человека состоит из пяти основных костей, которые, по мере роста соединяются между собой «швами». Между краями костей находится плотная фиброзно-соединительная ткань. Она очень прочная и переживать, что что-то «порвется» или сломается не стоит. Более того, местах таких соединений и образуются участки, которые постепенно окостеневают — этот процесс называют закрытием родничков.

При рождении у ребенка обычно открыты два родничка:

Большой имеет форму ромба, размером от 0,6 до 3,6 см. Находится в месте соединения четырех больших костей: двух лобных и двух теменных.

Малый: треугольной формы, размером 0,5 см. Находится в месте соединения теменных и затылочной костей.
Роднички — это индикатор роста мозга. То есть при росте мозга увеличивается голова, а не наоборот. Череп увеличивается за счет роста каждой отдельной кости и удлинения соединяющих швов. Этот процесс продолжается до тех пор, пока человеку не исполняется 18 — 20 лет.

Благодаря родничкам, неокостеневшим швам и «мягкости» костей возможны деформации черепа. И это хорошо — благодаря способности черепа менять форму малыш протискивается по узким родовым путем. Кроме того, это нужно и для опережающего роста мозга.

Малый родничок закрывается до двух месяцев, а большой — от трех месяцев до полутора — двух лет. Родителям важно помнить, что сроки закрытия большого родничка индивидуальны и зависят от многих факторов. Педиатр, который наблюдает за малышом, обязательно отслеживает размеры большого родничка и его состояние при ощупывании. На первом году жизни малыша врач будет измерять окружность черепа раз в три месяца, поэтому точно зафиксирует отклонения, если таковые появятся.

Миф или правда? Что нужно знать о родничках

Существуют также и часто встречающиеся у родителей страхи или мнения о развитии ребенка. Разберем самые распространенные.

«Если ребенок ударится родничком, то он может умереть или останется инвалидом на всю жизнь»

Одно из самых распространенных заблуждений, доставшееся нам в наследство еще от бабушек. На самом деле это невозможно. Все дело в максимальных размерах ромбовидной зоны — это примерно 3х3 сантиметра, поэтому, чтобы попасть в нее, нужен точечный и очень сильный удар.

«Грудное вскармливание помогает росту и развитию малыша»

Некоторые мамы считают, что грудное вскармливание лучше влияет на рост костей у ребенка. Это мнение оправдано, так как грудное молоко по составу идеально подходит для ребенка и усваивается без каких либо условий. Если вы стоите перед выбором между смесью и грудным вскармливанием, то лучше выбрать последнее. Конечно, если нет иного предписания от врача.

«Если вы кормите ребенка смесью, то он будет отставать в развитии»

Если вы решили перевести ребенка на молочные смеси или врач посоветовал вам это сделать, то не переживайте, что юный организм будет развиваться медленнее, это не так. Например, время «закрытия» большого родничка обусловлено генетически и у каждого малыша это индивидуальный процесс.

Что бы ни случилось и что бы вы не обнаружили у своего малыша, советую обратиться за помощью к врачу. Не бойтесь задавать вопросы и рассказывать о своих опасениях — это нормально и не воспринимается негативно.

А вот на что действительно стоит обратить внимание

Родничок «западает», то есть, вы видите впалый участок на голове младенца

Так бывает при недоедании и обезвоживании. Взрослый человек состоит на 60% из воды, ребенок — на 80%-90%. Даже незначительный дефицит «чистой воды» сказывается на состоянии малыша, и усугубляется при заболеваниях. Потребность в воде определяют из расчета 30 мл на килограмм веса в день.

Вздутый, напряженный родничок

Может быть проявлением повышенного внутричерепного давления при заболеваниях — менингите, энцефалите. При нарушениях мозгового кровообращения и отсутствии лечения развивается гидроцефалия.

Большой размер родничка и его медленное или позднее закрытие

Это проявление рахита. Педиатр может отмечать размягчение краев родничка и неправильный порядок прорезывания зубов (или зубы могут начать прорезываться позже). Есть заболевания и состояния, при которых может наблюдаться этот симптом, но в некоторых случаях это не основное проявление по которому выставляется диагноз.

Во-первых, необходимо отметить, что истинное повышение внутричерепного давления возникает в результате достаточно серьёзного ряда причин: объёмное образование головного мозга (аневризма сосуда, опухоль и т.д ), воспаление структур головного мозга, повышение продукции ликвора (спиномозговой жидкости), блок оттока ликвора (нарушение строения ликворсодержащих пространств, кровоизлияние в желудочки головного мозга и т.д.).

Во-вторых, любое из этих состояний характеризуется рядом симптомов, сопровождается повышением внутричерепного давления, которое проявляется стойким выраженным беспокойством ребёнка, нарушениями сна, аппетита, рвотой, выбуханием родничков и постепенным расхождением швов между костями черепа, прогрессирующим ростом размеров желудочков головного мозга по данным УЗИ головного мозга (НСГ — нейросонографии).

Если Вы заметили у ребёнка подобные симптомы, необходимо в строгом порядке обратиться к неврологу для исключения серьёзных заболеваний, проявляющихся данной симптоматикой. В то же время, существует ряд симптомов, которые зачастую служат основанием для постановки диагноза: внутричерепная гипертензия. Тем не менее, наличие у ребёнка лишь одного из них ставит диагноз «повышения внутричерепного давления» под сомнение.

Симптом Греффе (появление полоски белка (склеры) между верхним веком и радужкой глаза) достаточно распространённое явление у детей первых месяцев жизни. Это связано с некоторым несоответствием размеров глазницы и глазного яблока. В процессе роста, объём глазницы увеличивается, глазное яблоко занимает более глубокую позицию, и полоска склеры над радужкой исчезает.

Прирост окружности головы служит для невролога ориентировочным признаком, по которому можно заподозрить внутричерепную гипертензию, при условии наличии других симптомов.

В норме наиболее активно окружность головы (ОГ) увеличивается в первые месяцы жизни: 1 мес. – до 3,5 см; 2 мес. — 2 см и 3 мес. – 2 см. Далее темпы снижаются и прибавка составляет в среднем по 1-1,5 см в месяц до 6 мес. У недоношённых детей эти темпы ещё выше. Представление о том, что прибавка составляет по 1-1,5 см в месяц ошибочно!

Не существует и абсолютных норм окружности головы. Правильно отталкиваться от показателей при рождении, ведь если при рождении окружность головы составила 33 или 35 см, а прибавка за 1 месяц – 3 см, то в итоге показатель к 1 мес. будет соответственно – 36 и 38 см, и оба значения являются нормой.

Увеличение размеров ликворсодержащих пространств по данным НСГ — нейросонографии

Превышение размеров на 1-2 мм, без каких-либо иных неврологических симптомов и динамики стоит рассматривать как возможную индивидуальную норму для конкретного ребёнка. Ведь мы не лечим данные УЗИ головного мозга (НСГ – нейросонографии), необходимо смотреть на всю ситуацию в комплексе.

Так же незначительное увеличение размеров вовсе не свидетельствует о повышении внутричерепного давления. Внутричерепное давление достоверно измеряется только при проведении пункции, а расширение ликворсодержащих пространств на нейросонографии (НСГ) говорит лишь об их расширении, а не о повышении внутричерепного давления. Ликвор заполняет расширенные пространства компенсаторно, что обеспечивает постоянство внутричерепного давления и амортизационный эффект.

Носко Анастасия Сергеевна, к.м.н., врач-невролог.

Как видит новорожденный

Носко Анастасия Сергеевна

Невролог
Эпилептолог
Специалист по ботулинотерапии

Кандидат медицинских наук

Cпециализация:

  • Неврология;
  • Ботулинотерапия.

С 2006 года активно применяет в своей практике препараты для проведения ботулинотерапии для коррекции повышения тонуса мышц у пациентов с ДЦП, последствиями инсультов, травм и нейроинфекций, спастической кривошеей, дистониями различного генеза. В процессе стажировки в Великобритании овладела уникальной методикой проведения инъекций под контролем УЗИ.

Образование:

  • ММА им. И.М.Сеченова по специальности «Лечебное дело»;
  • Клиническая ординатура по неврологии на кафедре «Неврология детского возраста» РМАПО (Москва);
  • Защита кандидатской диссертации в 2007 году.

Курсы повышения квалификации:

  • Специализация по клинической ЭЭГ (Школа клинической электроэнцефалографии и нейрофизиологии им. Л.А. Новиковой) и УЗ диагностике в педиатрии (РМАПО).

Достижения:

  • В 2011 году получила стипендию, учреждённую фондом Princess Diana Trust, для обучения в Великобритании молодых учёных, и прошла стажировку по контракту Clinical Fellow в Great Ormond Street Hospital (London): отделение неврологической инвалидности и ботулинотерапии им. Вулфсона и нейро-мышечного центра им. Дубовитца;
  • Член Европейского общества детский неврологов.

Опыт работы:

  • Сотрудник кафедры Неврологии детского возраста РМАПО, где ведёт преподавательскую и научную деятельность;
  • В период с 2006 по 2011 гг. — руководитель психо-неврологическим отделением Российского реабилитационного центра «Детство», специализирующимсся на диагностике и реабилитации детей с такими заболеваниями, как ДЦП, последствия травм ЦНС, нейроинфекций, инсультов, нейро-мышечные заболевания, пороки развития ЦНС, синдром Дауна и нарушения ментального развития различного генеза.

Исследование щитовидной железы является одним из скрининговых тестов у новорожденных. Исследование щитовидной железы позволяет выявить нарушения эндокринной железы, таких как, например, врожденный гипотиреоз. Согласно научным исследованиям, девочки с заболеваниями щитовидной железы болеют в двадцать раз чаще, чем мальчики. Щитовидная железа — самая большая эндокринная железа в организме человека. У детей она весит около 4–15 г, тогда как у взрослых — 15–30 г. Щитовидная железа вырабатывает гормоны, которые контролируют температуру тела и обменные процессы. Правильное функционирование щитовидной железы влияет на нервную, пищеварительную и репродуктивную системы. У младенцев нарушения щитовидной железы влияют на замедление развития и роста ребенка, на формирование костной системы.

Гипотиреоз у новорожденного

Если щитовидная железа вырабатывает слишком мало гормона по отношению к потребностям организма, это называется гипотиреоз. Гипотиреоз может быть вызван нарушением выработки гормонов или неправильным развитием щитовидной железы. У детей врожденный гипотиреоз является наиболее распространенным. В этом случае щитовидная железа новорожденного не в состоянии вырабатывать достаточное количество гормонов. Врожденный гипотиреоз не всегда диагностируется во время беременности, потому что дефицит гормонов плода дополняется гормонами, вырабатываемыми щитовидной железой матери. В некоторых случаях гипотиреоз у детей вызван недостатком щитовидной железы, что проявляется физическими нарушениями, например, расширением языка.

Основными симптомами врожденного гипотиреоза у новорожденных являются:

  • длительная желтуха новорожденных;
  • медленная моторикакишечника и частые запоры и боли в животе;
  • длительное время сна новорожденного и низкая активность ребенка;
  • отсутствие аппетита;
  • плач новорожденного;
  • снижение мышечного тонуса.

Гипотиреоз у детей может проявляться задержкой роста зубов и костей, в то время как гипотиреоз в подростковом возрасте в основном проявляется в задержке полового созревания и проблемах в обучении. Гипотиреоз у новорожденных чаще всего возникает в результате генетических нарушений или дефицита гормонов у матери. У детей старшего возраста заболевание щитовидной железы может быть вызвано недостатком йода или лекарств. Врожденный дефицит гормонов щитовидной железы у ребенка может привести к умственной отсталости и карликовости, потому что щитовидная железа отвечает за правильное развитие тканей, особенно костной ткани. Гипотиреоз, возникающий у ребенка старше двух лет, обычно развивается без признаков, указывающих на умственную отсталость. Однако обычно наблюдается замедление роста и проблемы с обучением.

Диагностика гипотиреоза у новорожденных

Диагностика гипотиреоза у новорожденных основана на клинических симптомах и анализах крови специалистом на третий день жизни, в которых определяется уровень ТТГ (тиреотропин — гормон гипофиза, стимулирующий гормон щитовидной железы к гормональной активности). Высокий уровень ТТГ обычно указывает на гипотиреоз. Стандарт TSH для новорожденных — ниже 15 мЕд / л на четвертый день после родов. У новорожденных концентрация ТТГ до четвертого дня после рождения значительно повышена, что является совершенно естественным явлением. Болезнь Хашимото может быть причиной врожденного гипотиреоза из-за нарушений в иммунной системе. Иммунная система ребенка атакует щитовидную железу, что приводит к нарушению выработки гормонов щитовидной железы.

Неонатальный скрининг заболеваний щитовидной железы проводится в отделениях для новорожденных. Однако поставить диагноз нелегко. Если мама после выхода из больницы замечает тревожные изменения у ребенка, она должна сообщить об этом врачу. Тревога должна быть вызвана такими симптомами, как бледность и сухость кожи, низкая подвижность ребенка, сонливость, частые запоры и затруднения при прохождении стула, замедление роста. Это симптомы, которые могут указывать на гипотиреоз у ребенка. Лечение гипотиреоза у детей включает введение соответствующих заместительных препаратов, которые дополняют дефицит гормонов щитовидной железы. Ранняя диагностика заболевания и проведение лечения обеспечивают ребенку нормальное психофизическое развитие.

В первые мгновения жизни новорожденного убавьте свет в комнате. Как все, кто выходит из темноты, только что родившиеся младенцы щурятся от яркого света. Кроме того, у них могут припухнуть веки в результате сдавливания головы во время родов. Поэтому образ нового мира, в который пришел этот человек, в первые часы его жизни довольно неотчетлив. И все же в первые минуты (иногда до часа с момента рождения) новорожденные смотрят на мир широко раскрытыми глазами, в которых читается неподдельный интерес. Если вы и дальше будете загораживать малышу свет, он может в чем-то отстать от своих 1-2-недельных сверстников.

В первые несколько дней новорожденные держат глаза закрытыми, лишь изредка и ненадолго приоткрывая их. Это может огорчить родителей, стремящихся установить визуальную связь с ребенком. Попробуйте держать младенца перед собой на расстоянии 20-25 см от глаз, одной рукой поддерживая его за головку, а другой — под попку. Слегка поворачивая его, легонько наклоняйте приблизительно под углом 120°, а затем неожиданно тормозите. Такие вращательные движения заставят малыша рефлекторно открыть глаза. Другой способ: аккуратно поддерживая головку ребенка, переведите его в приподнятое положение.

Новорожденные видят, но только близкие предметы. Наиболее отчетливо они видят с расстояния 20-25 см. И что примечательно, — это именно расстояние от его глаз до глаз матери при кормлении грудью. Подловите момент, когда младенец с широко открытыми глазами находится в состоянии спокойной сосредоточенности. Поднесите его к себе на указанное выше расстояние и постарайтесь установить с ним визуальный контакт. Если вы больше приблизите ребенка или отдалите его, изменится это наиболее подходящее для привлечения внимания малыша «расстояние интимности».

Как привлечь внимание ребенка

  • Держите его на руках в вертикальном положении
  • Подождите, пока малыш не сосредоточится
  • Держите предмет, который вы хотите ему показать, в 25 см от его лица
  • Используйте мимику: откройте широко глаза и рот во время разговора, при этом говорите тихим и ровным голосом

На что любят смотреть новорожденные?

Наша подсказка: оно должно быть округлой формы, контрастной окраски, с резкими очертаниями. Нет, это не грудь, хотя вы близки к разгадке. Другая подсказка: оно двигается, подмигивает, улыбается. Конечно же, новорожденные обожают рассматривать лица, особенно родителей. Вот и предоставьте им такую возможность. Есть что-то необыкновенно привлекательное в самих чертах человеческого лица. Исследователи показывали четыре диаграммы 40 новорожденным, появившимся на свет всего 9 минут назад. И что же? Они поворачивали головки и глаза, а также проявляли интерес к тем диаграммам, на которых сочетание знаков напоминало черты лица человека. Гораздо меньший интерес вызвали у них диаграммы с беспорядочным расположением знаков. Если вы начнете играть в эти «гляделки» со своим новорожденным, может оказаться, что лицо отца привлекает его больше. Это происходит из-за более четко выраженного цветового контраста, особенно если у папы есть борода и усы. Таким образом, родительские лица — лучший объект для сосредоточенного взгляда младенца, затем следуют черно-белые портреты или фотографии, а также черно-белые контрастные узоры (как шахматная доска).

Новорожденные весьма привередливы, отбирая то, на что хотели бы обратить свой взгляд. Если вы не носите очки постоянно, но однажды предстали в них перед младенцем, он может посмотреть на вас озадаченно, а затем и вовсе отвернуться, как бы раздумывая: «Что случилось с этой картинкой?» Такая реакция еще раз показывает, что даже самые маленькие дети в состоянии хранить черты лица своих близких в банке визуальной памяти. Они с момента рождения запрограммированы обращать внимание на лица людей.

Вы «не в фокусе»

«Иногда кажется, что у него косят глазки, а иногда — нет», — часто замечают родители. Периодическое скашивание глаз в этом возрасте — нормальное явление. Но постоянное косоглазие — повод для обращения к врачу. Фокусированный прямой взгляд может временами не сохраняться приблизительно до 6-месячного возраста. Поскольку новорожденные не смотрят одновременно двумя глазами, зрительный образ не попадает в одно и то же место на сетчатку глаз. Такое монокулярное зрение — результат недостаточной глубины восприятия. Постепенно, по мере того как ребенок учится держать головку, его зрительные образы становятся яснее, глубина восприятия увеличивается и он дольше удерживает сфокусированный взгляд. Бинокулярное зрение начинает развиваться приблизительно через 6 недель после рождения, а завершается процесс его формирования к 4 месяцам.

Как определить, страдает ли ребенок косоглазием

У некоторых детей широкая переносица и большое расстояние между глазными яблоками. Поэтому вам может казаться, что глаза их косят, хотя это не так. Вы можете посветить маленьким фонариком в глаза малышу. Обратите внимание, в одном ли месте находятся отблески света от него. Если в одном глазу такой отблеск оказался посередине, а в другом — вне центра, это означает, что мускулы одного глаза слабее. Расскажите о ваших наблюдениях врачу. Примерно так и проверяет врач зрение при регулярных контрольных осмотрах младенца.

Умение разглядывать

В первые недели глаза ребенка скользят по вашему лицу, редко останавливаясь более чем на несколько секунд, несмотря на ваши просьбы: «Посмотри же на меня». Даже после того, как малыш научится лучше фокусировать взгляд (приблизительно через 2 недели с момента рождения), все равно чаще он будет просто скользить по вашему лицу. Умение сосредоточивать взгляд на неподвижном или движущемся объекте придет лишь к 4 месяцам.

Иногда, если новорожденный расслаблен или находится в спокойно-сосредоточенном состоянии, какой-то предмет или лицо могут привлечь его внимание на несколько минут. Попробуйте игру «глаза в глаза». Держите ребенка на наиболее удобном для него расстоянии от ваших глаз. Его можно определить, медленно перемещая малыша то ближе, то дальше, пока взгляд ребенка не станет сосредоточенным — обычно это 8-13 дюймов (20-33 см).

Если малыш, как обычно, лежит на спине, ему такая игра надоест быстрее, чем когда вы придаете ему вертикальное положение. В нем младенцы более внимательны.

Ссылка на основную публикацию